Выбор на Узбекистан пал не случайно. У Ю. Андропова сложились неприязненные отношения с первым секретарем ЦК КП Уз Ш. Рашидовым. В республике у него была сильная сеть заслуживающих доверия осведомителей на всех этажах партийной иерархии, а также на местах, которые информировали о злоупотреблениях, связанных с хлопком. Обмане, приписках, взяточничестве и разложении партийной верхушки, полном пренебрежении к законам и партийной этике. В его распоряжении оказались фотографии жилищных условий первых секретарей обкомов Хорезмского(М. Худайбергенов),Бухарского (А. Каримов), Каракалпакского(К. Камалов, сват Рашидова) и Кашкадарьинского(Р. Гаипов).
Их дома были похожи на помещичьи усадьбы со слугами, крытыми бассейнами, теннисными кортами, саунами, гаражами, складами, винными погребами. Усадьба М. Худайберганова напоминала дворец хивинских ханов. И все на глазах народа, у которого была регламентированная норма жилья в 8 м кв. Они жили как местные царьки не опасаясь ни партийного, ни государственного контроля, ни уголовного кодекса. Они пользовались всеми благами тоталитарного режима.
Диктатура коммунистической партии способствовала созданию в азиатских республиках Советского Союза своеобразного режима современного восточного деспотизма. На смену ханам, эмирам, бекам и хокимам пришли новые с партбилетами в кармане, проповедями о великой дружбе народов, царстве свободы, пролетарском интернационализме и клятвами в верности великому русскому народу. Они правили бесконтрольно, безнаказанно, не боясь ни людской молвы. ни партийного устава, безжалостно и нагло. Они превратились в новое социальное формирование, стоящее над народом и грабящее его, расхищая национальные богатства.
Местная власть была лишь частью громадного механизма государственной власти, который правил страной. Наживаясь на бедствиях своего народа новые господа не забывали и своих московских покровителей. Они "честно" делились плодами своего положения с ними, щедро одаривая их крупными суммами наличными и богатыми подарками. Узбекистан выделялся особо крупными масштабами хищений и злоупотреблений и невиданной коррупцией партийного руководства. Здесь господствовала партийная мафия, всесильная и самодержавная.