подскажите пожалуйста, что делать, когда вышибает стопора поршневых колец. Можно ли как нить восстановить или всё же купить новый поршень и кольца?
Во первых надо проверить насколько плотно сидит палец в бобышках поршня. Поршень как раз больше изнашивается в этом месте, нежели чем от трения по стенкам гильзы.
Правильная установка пальца, это когда между втулкой ВГШ и пальцем есть тепловой зазор в 0,003 мм. То есть палец во втулке вращается легко при температуре 200 градусов и не имеет люфта. Если зазора нет, даже если на холодную палец вращается легко, то при высокой температуре палец зажимает втулкой и он начинает вращаться в бобышках.
В бобышках картина ещё интереснее, если в нагретый в кипятке поршень вы с большим усилием запрессовываете палец, это не значит что палец теперь там на века неподвижен. При 200 градусов алюминий расширяется так сильно, что палец начинает свободно перемещаться внутри бобышек. Соответственно может выдавить и стопора. Конструктивно палец должен немного перемещаться для равномерного износа. Иногда даже встречаются отверстия в бобышках поршня для смазки пальца. Но "немного" это не значит "вращаться постоянно"
Лично я старают подточить канавку под стопор пальца на глубину 2\3 от толщины проволоки, из которой изготовлен стопор.
С краёв пальца надо снять фаску под 45 градусов, тогда при контакте пальца со стопором, стопор будет уплотняться в гнезде, а не выбиваться наружу.
Полезно разворачивать новую втулку ВГШ с обоих сторон равномерно. Тогда образуется микроконусность в центре втулки. Это надо для возможности более свободного расположения поршня относительно гильзы. У нас же в технике не всё идеально подогнанно.
Сам палец полезно отполировать точно по центру на треть шкуркой 2500. Края не трогать. Тогда при нагреве гарантированно палец будет вращаться во втулке, а не в бобышках. И стопора остануться в гнёздах.
Вот сколько я рассказал только про стопора и пальцы. И вот так можно поведать о каждой детали мотора.
Если палец в поршне болтается, а канавки под стопора разбиты, то менять поршень с обязательной притиркой к цилиндру. Если канавки под стопора нормальные, а бобышки разбиты, то надо подбирать ремонтный палец и разворачивать поршень под него развёрткой.
Кольца меняют если зазор на стыке более 0,5 мм. Без нужды менять не стоит, старые кольца уже притёртые к цилиндру, новые кольца будут притираться от 200 до 500 км пробега.