Угрозы свернуть бизнес по ОСАГО – не более чем шантаж, а сам закон об «автогражданке» принимался как социальная программа, направленная на повышение безопасности дорожного движения, а не как бизнес-проект. Так прокомментировали эксперты, опрошенные Autonews.ru, коллективное письмо крупнейших страховых компаний с требованием вывести ОСАГО из-под действия закона «О защите прав потребителей».
«К сожалению, правильная по своей сути идея о необходимости защиты прав потерпевших в ходе реализации закона об ОСАГО была искажена правоприменительной практикой. Защита прав граждан превратилась в повальное взыскание со страховщиков штрафов, пени, морального вреда, без попытки судов разобраться в сути взаимоотношений, регулируемых законодательством об ОСАГО», - говорится в письме, под которым подписались президент РСА Павел Бунин, главы компаний «Ингосстрах», «Альянс», СОГАЗ SOGP, ВСК, «РЕСО-Гарантия» , СГ МСК, «АльфаСтрахование» и «Росгосстрах».
«Это похоже на шантаж, - заявил лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», депутат Вячеслав Лысаков. - Раз у страховщиков есть претензии к нам, то давайте сядем и разберем их, потому что у нас к ним тоже есть претензии. Сам закон об ОСАГО принимался из-за одного аргумента: заинтересовать экономически владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения. А вовсе не для обогащения страховых компаний. Это они забыли, наверное. И с выполнением этого закона страховщиками наблюдаются явные проблемы».
«Давайте посмотрим, как это делается в Германии. Там страховые компании спонсируют мероприятия, направленные на повышение безопасности движения. Водителям, виновникам ДТП, начисляются штрафные баллы - и за полис они платят дороже. У нас же система бонус-малус вообще не работает», - заметил он.
«В Германии за первый безаварийный год водитель получает 15% скидки, последующие два – по 10%. А ведь это первые, самые аварийные годы для начинающих водителей. И их стимулируют ездить аккуратно, предлагая сэкономить треть стоимости полиса. А у нас что? У нас никакой дифференциации – по 5% ежегодно», - добавил Лысаков.
«Думаю, необходимо законодательно закрепить за РСА ответственность перед обществом за безопасность движения. Необходимо заставить страховые компании заниматься профилактикой ДТП, вкладывать в это свои деньги. ОСАГО – не должно являться бизнес-проектом, каким оно является сейчас, где компании экономят каждую копейку. Вот об этом нужно подумать», - заключил Лысаков.
Глава «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников недоумевает, почему Российский союз автостраховщиков вообще взялся защищать интересы компаний, недобросовестно исполняющих страховой договор: «Не надо забывать, что штрафные санкции применяются только к компаниям, недобросовестно исполняющим свои обязанности. Те компании, которые выполняют прописанное в договоре, никаких проблем не имеют: они не платят ни пени, ни компенсируют моральный вред. И этот плач, который мы слышим из раза в раз, никакого основания под собой не имеет. Ни правового, ни экономического. Просто те страховщики, которые раньше имели возможность безнаказанно обманывать своих клиентов, им стоит задуматься – продолжать ли этот бизнес».
«Мы тут фантазировали: исключить автострахование из закона о защите прав потребителя, это все равно, что я скажу: «Мне не нравится, что такие-то законы распространяются на меня лично, исключите меня из них». Это абсурд. Смысл правового регулирования в универсальности и эффективности. Если идти на поводу у страховщиков, вскоре не останется ни одной области, где бы действовал закон о защите прав потребителей. Ни одной области, где есть лоббисты. Начнется беспредел, а страховой рынок никогда не разовьется», - подчеркнул Тюрников.
Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин отметил, что заявление страховщиков об убыточности ОСАГО не соответствует действительности и являются «верхом хамства»: «На мой взгляд, это верх хамства. Все заявления об убыточности рассыпаются, если посмотреть на конкретные цифры. Разница между выплатами и доходами страховых компаний достигает сейчас 60%. А по закону должны быть все 80%. Опять-таки, по закону рентабельность должна составлять 5%. Они еще близко не подошли к этой цифре. Так что все эти угрозы – чистой воды шантаж, совершенно несостоятельная вещь. И правительство не должно идти на поводу у лоббистов»,.
Напомним, что на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предусматривающий поэтапное увеличение страховых сумм. Например, лимит по выплатам на ремонт автомобиля возрастет с нынешних 120 тысяч рублей до 400 тысяч, а компенсация вреда здоровью – с 160 тысяч до 500 тысяч рублей.
Министерство финансов полагает, что убытки, связанные с увеличением страховых сумм, покроет рост тарифов на 25%, однако в РСА настаивают, что для этого базовые тарифы должны вырасти более чем на 50%. По мнению страховщиков, это сугубо экономический вопрос, который не может носить никакого социально-политического характера.
Как заявил директор управления по работе со страховыми компаниями 3S-Telematica Евгений Будин, государство оказалось в непростой ситуации: ему приходится делать выбор между симпатией автомобилистов и лояльностью страховых компаний. Впрочем, последние едва ли действительно уйдут с рынка «автогражданки»: «Уход с рынка ОСАГО для страховой компании означает потерю существенного заработка. Хотя никто не отрицает, что этот заработок связан с огромным риском попасть в убыток: целые области нашей страны, являются убыточными по страхованию ОСАГО, и страховщики из года в год несут потери в этом бизнесе. Но всё равно не уходят. Рынок ОСАГО - это не только 5 млрд долларов в год, но и репутация страховщика, лицензия на автострахование и многое другое».
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2013/02/13/1750374