Упал "боинг" в Ростове-на-Дону

  • Автор темы alFF
  • Дата начала
LordKor

LordKor

Активный участник
Регистрация
08.08.2004
Сообщения
8 960
Реакции
70
Баллы
48
Речь не о том, ошибки происходят уже в установленных процедурах начиная с предполетной проверки.Системы настолько сложны и многочисленны, что человек уже не в состоянии полностью охватить вниманием.Раньше был отдельный член экипажа-бортинженер,теперь его функции в большей мере взяла на себя электроника,но пока не до конца. За десятилетия сами то аппараты уже вылизаны по техническим болячкам,так что именно ошибки по невнимательности или усталости экипажа вышли на первый план в статистике происшествий и катастроф.

Я не спорю с тем, что значительная доля катастроф происходит из-за ошибок пилотов. Вот только в процессе расследования обычно выясняется, что корень проблемы лежит на другом уровне. Обычно "человеческий фактор" срабатывает тогда, когда начальство/хозяин "забывает", что у него работают живые люди, а не исключительно надежная безотказные неустающая техника - и на самолетах, и на земле. Плюс внезапно вылезающие конструктивные недочеты - неприспособленность к каким-то конкретным условиям эксплуатации, например. Есть на канале National Geographic весьма познавательная программа "Расследование авиакатастроф" - очень просветляет на предмет организации всего этого дела.
А что касается перевода все и вся на автоматику - ни один автомат не может ПРЕДСКАЗЫВАТЬ изменение ситуации и выбирать режим работы ДО того, как ситуация изменится - он может только тупо выполнять заданную последовательность действий и пытаться строго удерживать определенные параметры в определенных пределах, быстро реагируя на показания определенных датчиков. Как только ситуация выходит за рамки стандартной - автоматику приходится отключать и переходить на ручное управление - именно потому, что возможности автоматики ограничены именно тупым следованием заранее заложенным алгоритмам. Более того, именно из-за этих ограничений вся автоматика в самолете разделена на отдельные независимые системы - можно часть полетных параметров отдать на откуп автоматике, а остальными управлять вручную, потому что полностью сама автоматика не справится. И чаще всего "человеческий фактор" срабатывает именно в этот момент - когда у автомата не отбирается то, с чем он в данной ситуации справиться не сможет, и будет только все портить, или же наоборот - считают, что эту часть контролирует автоматика, хотя она в этот момент отключена.
В общем, до полностью авоматического управления и отказа от "человеческого фактора" в этой части еще очень и очень далеко, хотя движение в этом направлении идет. Но даже в этом случае все равно останется человеческий фактор на других участках.
 
Maler

Maler

Активный участник
Регистрация
29.04.2010
Сообщения
59 268
Реакции
2 787
Баллы
113
«Боинг» авиакомпании FlyDubai, разбивший в аэропорту Ростова-на-Дону, мог начать падать сразу после отключения автопилота, в кабине были слышны «нечеловеческие крики». Об этом сообщает в пятницу, 25 марта, телеканал«Россия 1» со ссылкой на источник в комиссии по расследованию авиакатастрофы.В распоряжении телеканала оказалась расшифровка последних переговоров экипажа лайнера за минуту до столкновения с землей, на основании которого была смоделирована ситуация, которая привела к авиакатастрофе.
Как утверждается, после того, как первый пилот решает уйти на новый круг, «Боинг» поднимается на эшелон 1500 метров. «Набор высоты продолжается в автомате 40 секунд. Не достигнув эшелона, командир отключает автопилот. Причина пока не ясна. Возможно, самолет попал, на сленге пилотов, в атмосферные ножницы, его могло сильно тряхнуть. Но именно с этой секунды, после отключения автопилота, "Боинг" ныряет вниз"», — приводит выдержку из передачи «Интерфакс».
Один из пилотов, согласно расшифровке, говорит другому: «Не волнуйся, тяни!». Ссылаясь на специалистов, авторы передачи полагают, что после отключения автопилота командир экипажа попытался вывести «Боинг» в горизонтальный полет, однако после пикирования включился вертикальный стабилизатор. В результате руль потерял эффективность, однако пилоты не успели понять, в чем проблема.
Как отмечает телеканал, причина включения стабилизатора не ясна. «Он приводится в действие кнопкой, которую пилоты называют кнюпель. То есть во время турбулентности командир, переходя в ручной режим, мог случайно зацепить этот кнюпель, и не заметил, так как жаловался до этого на хроническую усталость. В ином случае — это какой-то еще невиданный сюрприз автоматики», — говорится в материале.
.
 
LordKor

LordKor

Активный участник
Регистрация
08.08.2004
Сообщения
8 960
Реакции
70
Баллы
48

Именно такой не может.
Все, что делает EFS - это в четыре раза увеличивает сопротивление управляющей колонки, то есть пилотам надо приложить усилие в четыре раза большее, чем обычно - это значит, что ВДВОЕМ им надо тянуть штурвал на себя всего лишь с ВДВОЕ большим усилием. В общем, если бы дело было именно в EFS, никаких проблем с выводом самолета из пикирования не возникло бы в принципе.
На самом деле все сложнее. Управление по вертикали в боинге происходит не только рулями высоты, на которые и направлено воздействие EFS, но и самими стабилизаторами, положением которых управляет состоящая из нескольких отдельных подсистем система триммирования. Суть триммирования в том, что силы, действующие на самолет, прикладываются в абсолютно разных точках.
Сила тяжести, тянущая вниз, условно приложена к центру масс, который перемещается по самолету в зависимости от его загрузки пассажирами и багажом, а также количеству оставшегося топлива.
Подъемная сила приложена в области крыльев, и конкретная условная точка результирующего вектора постоянно гуляет в зависимости от положения самолета относительно его продольной и поперечной осей.
Уже вместе две эти силы создают постоянно меняющийся разворачивающий момент вокруг поперечной оси.
Но этого мало - двигатели, расположенные в стороне от центра масс и центра крыльев, помимо направленной вперед тяги создают дополнительный изменяющийся разворачивающий момент.
В общем, для компенсации всех этих воздействий автоматика постоянно выставляет стабилизаторы в нужное для прямолинейного полета положение, а отклонением от прямолинейного полета уже управляют рули высоты, находящиеся на задних оконцовках стабилизаторов.
Так вот, если из строя вышла система триммирования, заложив стабилизаторы на пикирование, то тянуть на себя можно до разрыва пупка - рулей тупо не хватит, положение стабилизатора все перебьет. И ручками тоже ничего не сделаешь - если у рулей привод гидравлический, жестко связанный с колонкой, то у стабилизаторов электромоторы с управлением по проводам.
По умолчанию триммированием управляет авоматика в зависимости от режима полета и получаемых от различных приборов и оргнаов управления данных. Пилоты могут вручную управлять триммированием посредством вращения колесика. И вот тут возникает проблема.
Если автопилот установил стабилизаторы в пикирование, пилотам надо отключить автоматическое триммирование специальным переключателем, а затем долго и упорно крутить колесико, чтобы выставить стабилизаторы в нужное положение.
Так что, как вариант возможного развития событий. При наборе высоты в режиме Go Around с включенным автопилотом и автоматом тяги (стабилизаторы затриммированы на небольшое пикирование для компенсации кабрирующего эффекта от работающих на взлетном режиме двигателей при малой загрузке и выработанном топливе) самолет внезапно попадает в слой попутного ветра. Автоматика по резко упавшей воздушной скорости и сопутствующей из-за сдвига ветра турбулентности тряске считает, что самолет начинает сваливаться - и пытается предупредить сваливание уменьшением кабрирования, переложив рули - и стабилизатор - на пикирование. Пилоты видят, что самолет почему-то сам прекращает набор высоты - и отключают автопилот. Но стабилизаторы в этот момент затриммированы на пикирование - и самолет клюет вниз. Пилоты тянут штурвал на себя - но рулями перебить стабилизаторы не могут. А убрать триммирование вручную времени нет.
Вполне возможно, что крик "не делай этого!" (если он действительно был), относился как раз ко второму пилоту, потянувшемуся отключать автопилот до того, как тот вернет стабилизаторы в нормальное положение - а дальше второй тянул на себя, пока КВС пытался выкрутить колесико, но не успел из-за малой высоты.

В общем. надо ждать официальной расшифровки переговоров и параметров. А верить нашим СМИ с их ссылками на неназванный источник - не лучший вариант.
 
Crew

Crew

Активный участник
Регистрация
27.06.2010
Сообщения
57 603
Реакции
2 550
Баллы
113
Оказывается на АС есть ещё и авиа эксперты/конструкторы.
 
Crew

Crew

Активный участник
Регистрация
27.06.2010
Сообщения
57 603
Реакции
2 550
Баллы
113
раньше не учили на манагеров и барыг.
Как это не учили? В Саратове пораньше начали учить экономике, торговле, чем политех создали какой-нибудь.

Ох ух эти советские специалисты широкого профиля, которые "знают" всё и ничего не умеют делать:)
 
Афина

Афина

Новичок
Регистрация
20.09.2008
Сообщения
11 068
Реакции
131
Баллы
0
Оказывается на АС есть ещё и авиа эксперты/конструкторы.
есть ещё люди, которые не думают, бздят высказываться, зато не ошибаются, и сходят за умных в своих глазах
у них своё заключение как у МАКа будет, с разницей, что МАК узнает почему, а они узнают, что узнал МАК
 
Crew

Crew

Активный участник
Регистрация
27.06.2010
Сообщения
57 603
Реакции
2 550
Баллы
113
есть ещё люди, которые не думают, бздят высказываться, зато не ошибаются, и сходят за умных в своих глазах
у них своё заключение как у МАКа будет, с разницей, что МАК узнает почему, а они узнают, что узнал МАК
Что-то не вижу я Вас на авиафорумах, где реальные пилоты обитают. Тут то просто задвинуть очередную теорию заговора:)
 
rapid

rapid

Лопатовод
Регистрация
17.01.2008
Сообщения
52 743
Реакции
1 795
Баллы
113
Alex07

Alex07

Новичок
Регистрация
02.04.2004
Сообщения
32 499
Реакции
570
Баллы
0
Рапид, ты же модератор!
Убери это говно про институты и прочее из темы.
 
Crew

Crew

Активный участник
Регистрация
27.06.2010
Сообщения
57 603
Реакции
2 550
Баллы
113
rapid

rapid

Лопатовод
Регистрация
17.01.2008
Сообщения
52 743
Реакции
1 795
Баллы
113
В Саратове пораньше начали учить экономике, торговле, чем политех создали какой-нибудь.

6 октября 1930 года был открыт Саратовский автодорожный институт.
Постановлением СНК СССР от 13 августа 1931 г. №694 был образован Саратовский финансово-экономический институт

Т.е. автодорожники знают всё о самолётах?)

Когда то в Саратове был авиационный колледж, там учили "на" и "про".
 
Crew

Crew

Активный участник
Регистрация
27.06.2010
Сообщения
57 603
Реакции
2 550
Баллы
113
LordKor

LordKor

Активный участник
Регистрация
08.08.2004
Сообщения
8 960
Реакции
70
Баллы
48
Торгово-экономический институт. Всему там учили.

Насколько я помню специфику соцэкономики, в торгове-экономическом учили на советских продавщиц, товароведов и бухгалтеров/экономистов магазинного уровня. А из остального разве что истории КПСС.
 
Верх Низ