LordKor
Активный участник
- Регистрация
- 08.08.2004
- Сообщения
- 8 960
- Реакции
- 70
- Баллы
- 48
Речь не о том, ошибки происходят уже в установленных процедурах начиная с предполетной проверки.Системы настолько сложны и многочисленны, что человек уже не в состоянии полностью охватить вниманием.Раньше был отдельный член экипажа-бортинженер,теперь его функции в большей мере взяла на себя электроника,но пока не до конца. За десятилетия сами то аппараты уже вылизаны по техническим болячкам,так что именно ошибки по невнимательности или усталости экипажа вышли на первый план в статистике происшествий и катастроф.
Я не спорю с тем, что значительная доля катастроф происходит из-за ошибок пилотов. Вот только в процессе расследования обычно выясняется, что корень проблемы лежит на другом уровне. Обычно "человеческий фактор" срабатывает тогда, когда начальство/хозяин "забывает", что у него работают живые люди, а не исключительно надежная безотказные неустающая техника - и на самолетах, и на земле. Плюс внезапно вылезающие конструктивные недочеты - неприспособленность к каким-то конкретным условиям эксплуатации, например. Есть на канале National Geographic весьма познавательная программа "Расследование авиакатастроф" - очень просветляет на предмет организации всего этого дела.
А что касается перевода все и вся на автоматику - ни один автомат не может ПРЕДСКАЗЫВАТЬ изменение ситуации и выбирать режим работы ДО того, как ситуация изменится - он может только тупо выполнять заданную последовательность действий и пытаться строго удерживать определенные параметры в определенных пределах, быстро реагируя на показания определенных датчиков. Как только ситуация выходит за рамки стандартной - автоматику приходится отключать и переходить на ручное управление - именно потому, что возможности автоматики ограничены именно тупым следованием заранее заложенным алгоритмам. Более того, именно из-за этих ограничений вся автоматика в самолете разделена на отдельные независимые системы - можно часть полетных параметров отдать на откуп автоматике, а остальными управлять вручную, потому что полностью сама автоматика не справится. И чаще всего "человеческий фактор" срабатывает именно в этот момент - когда у автомата не отбирается то, с чем он в данной ситуации справиться не сможет, и будет только все портить, или же наоборот - считают, что эту часть контролирует автоматика, хотя она в этот момент отключена.
В общем, до полностью авоматического управления и отказа от "человеческого фактора" в этой части еще очень и очень далеко, хотя движение в этом направлении идет. Но даже в этом случае все равно останется человеческий фактор на других участках.