Теперь попробуем внести изменения - по каким-то причинам у нас либо нет возможности поставить 5ть из 10ти автобусов, либо конъюнктура заставила нас поставить на этот маршрут газели. Ага, грубо прикинули – каждый автобус надо заменить тремя газелями, чтобы перевезти то же кол-во народа. Всего вместо 10ти больших автобусов стало 20, интервал их движения сократился вместо 9ти – в среднем 4,5 минуты. Что мы теперь наблюдаем на маршруте. Автобус, подъезжая к остановке забирает всех пассажиров накопившихся на ней, но ему этого кол-ва не достаточно, чтобы окупить свои затраты на перевозку. А газель, подъезжая на остановку –забивается под завязку, оставив часть пассажиров на улице. Почему – да потому что на остановке за 4,5 минуты накопилось пассажиров, которое сможет перевезти лишь транспорт в два раза меньшей вместимостью, чем городской автобус – это 25 чел., а не 15ть как в газели. Оставшиеся пассажиры скорее всего не станут испытывать судьбу в ожидании автобуса или пустой газели и воспользуются иным транспортом или маршрутом. Видя такую ситуацию – автобусы убыточны – на остановках бедлам – быстрых на смекалку организаторов осеняет –добавить газелей, т.к. они приносят прибыль и вроде как спрос есть. А от автобусов потихоньку избавляются. Со стороны не кажется, что сами себя обманули? Так оно и есть. В действительности всё не совсем так.
Трудно найти бизнесмена, который не умеет считать деньги и со временем не поймёт, что на самом деле ему принесёт прибыль бОльшую. Но по факту на маршруте не один бизнесмен и проблемы другого его не волнуют. Если у моего конкурента по маршруту проблемы с автобусами большого класса, это в рыночных отношениях меня будет волновать в последнюю очередь. Сейчас, тоже от этого ушли и маршруты пытаются делать одноклассовыми, если это так можно назвать. Но проблема от этого никуда не делась. Она перетекла немного в другую плоскость – если вы обратите внимание –то идёт сплошное дублирование маршрутов, что собственно и было раньше запрещено. Как бы и сейчас такой запрет существует, но, ясное дело, везде есть свои варианты обхода этого.
Категорический запрет лежал раньше на дублировании маршрутов электрического транспорта, так как создание этого маршрута доказано расчетами и на данном направлении использование автомобильного транспорта неэффективно, так как требуются другие провозные способности. Что произошло на практике – всем известно. Повсеместное использование дублирующих маршрутов. Автомобильный транспорт, в силу своей меньшей вместимости и более частых интервалов следования делает убыточным перспективный для города электрический. Тот же самый пример, что и с газелями на автобусном городском маршруте. Становится невозможным обновление подвижного состава, содержание дорожного полотна и т.д. Из-за этого понижается качество обслуживания пассажиров, что приводит к тому - что остатки пассажиров перебираются на другие виды транспорта, ещё больше усугубляя положение.
Что я хотел этим повествованием сказать. Убрав трамваи, даже казалось бы с однозначно неприбыльных маршрутов, мы делаем большой шаг назад. Ожидаемых дивидендов получено не будет. Просто в будущем возврат к продуманным схемам обойдётся нам намного дороже, чем удовлетворение непонятной политической или другой конъюнктуры сейчас.
Все действия такого плана должны строиться на научных обоснованиях, которые не были сделаны. И, почему-то уверен, что ни один здравомыслящий ученый не подпишется под этим решением. А убыточность трамвая для властьимущих легче всего объяснить неэффективностью этого вида транспорта. Это всегда проще, чем расписаться в своём бессилии, неумении или корысти.