Рассуждения не совсем верные, поскольку учитывают не все факторы.
Увеличение интервалов движения означает, что часть автобусов в это время стоит, не окупая себя, то есть срок их окупаемости увеличивается, это значит, что в это время вложенные в них деньги не работают. Аналогично с водителями, сидящими на зарплате. А если водитель на сдельщине, то уже он теряет деньги, поскольку работать ему в это время не дают, то есть он время тратит, а деньги не зарабатывает.
Гибкие графики эффективны только в двух случаях:
1. Муниципальный ОТ, финансируемый из бюджета или с завышенной стоимостью проезда - пассажиры в моменты пиковой загрузки оплачивают простой транспорта в "мертвые" часы.
2. Суммарная пассажиропоток постоянен в течение дня, просто меняется по местоположению - "освободившиеся" автобусы постоянно перебрасываются на те маршруты, где в данный момент увеличился пассажиропоток, то есть ежечасный доход от каждой единицы транспорта примерно постоянен в течение всего дня.
Поэтому частник исходит из баланса получаемых доходов не только по переменным, но и по постоянным затратам, минимизируя время простоя и незаполненного пробега для КАЖДОЙ транспортной единицы. И корректировка по переменным в "мертвые" часы приводит к тому, что машина дольше стоит на конечной и узловых остановках, повышая заполненность. А эта "балансировка" и есть столь любимые нами получасовые ожидания транспорта и забитые салоны из-за неравномерности входа-выхода пассажиров на маршруте.
Эрго, частник никогда не будет держать подвижной состав из расчета пиковой загрузки, пусть она даже ежедневная, пока не сможет компенсировать ее простой в остальные 80% времени. А в случае наличия такой рассчитанной компенсации потребуется здоровенный кнут, чтобы он не клал эту компенсацию в карман, тупо увеличивая свою прибыль за счет той же экономии при снижении пассажиромест в пике.
Ну верные или нет, это вопрос конкретно поставленной задачи. Простой транспорта в межпиковое время выгоднее перевозчику, чем пробег без пассажиров. Конечно, когда решается конкретная задача, даются и целевые установки -экономические и социальные. И если во главе угла стоят социальные, т.е. качественная и своевременная перевозка пассажиров -то без простоя, гибких графиков и т.д. не обойтись.
А в реале получается в данный момент так: например, на каком-то маршруте колесят 15 атобусов с одинаковыми интервалами и временем работы. Хотя для того, чтоб увезти всех желающих хотя бы вовремя, в часы пик нужно 20 единиц, а в межпиковое время достаточно 10. Т.о. в часы пик автобусы переполнены, а в межпиковое едут полупустыми. При добавлении 5 автобусов и введении графиков с отстоем -переменные затраты останутся примерно теми же, прибыль увеличится за счёт пассажиров теперь попавших в автобус в час пик, возрастут постоянные затраты (страховка, мойка, стоянка и т.д.) -затраты на амортизацию останутся теми же примерно (автобусов больше, пробег каждого меньше). Ну за счёт больших первоначальных вложений возможно уменьшится рентабельность немного. И это далеко не факт.
Короче, при дополнительных автобусах на маршруте и одновременном изменении графиков их движения прибыль и рентабельность могут и вырасти. Конечно, каждый конкретный случай надо считать. При составлении графиков движения учитывают и равномерную эксплуатацию ПС, и графики работы водителей согласно ТК. Это стандартная инженерная задача, ещё с советских времен, по силам даже студентам, между прочим нашего политеха.
Для большей оптимизации, как и писалось, автобусы простаивающие обычно стараются направлять либо на заказы, либо использовать на других маршрутах, где изменение пассажиропотоков во времени не совпадает с рассматриваемым маршрутом. Конечно, этот момент зависит от многих факторов.
Частник же действует по наитию, иногда делая хуже, теряя прибыль и увеличивая на пустом месте затраты. Но даже если попадется грамотный перевозчик, который будет понимать как надо, в сегодняшних условиях изменить ничего не сможет. Потому как нет правового поля, и прозрачных механизмов, которые будут регулировать как требования к перевозчику, так и его запросы. Самое главное, что эти постулаты уже отработаны и успешно применяются даже в России, но не в Саратове. Главный из них -один маршрут -один собственник. Второй - обеспечение удовлетворения запросов пассажиров, а именно расписание, соответствующее реальным пассажиропотокам. Обычно задача исследования этих пассажиропотоков, составление и корректировка графиков движения отдается на откуп не перевозчику, а профильной организации. Перевозчик в соответствии с данным заказом -выходит на конкурс, предлагая тарифы на перевозку и по возможности наиболее комфортный ПС. Конкурсная комиссия определяет победителя исходя из предложенных тарифов и ПС. Перевозчик осуществляет перевозки, администрация, через транспортный комитет контролирует их (исходя из выполнения поставленного графики, отзывов пассажиров и т.д.), возмещает перевозчику проезд пассажиров льготных категорий (которые также считаются сторонней организацией). При этом у всех есть своя ответственность. У перевозчика за четкое выполнение графика и ПС, соответствующий договору. У администрации, как контрольного органа. У сторонней организации, за качество проведенных исследований и разработанные графики движения.
В Саратове теоретически всё, кроме единого собственника вроде имеется. Но... Также у перевозчика должно быть осознание, что если он выполняет условия договора, то его не поменяют, если завтра Вася Пупкин сменит Гришу Попкина на каком-нибудь посту в администрации. Иначе перевозчик купит развалюху, чтоб быстрее отбить её, пусть она в итоге даст меньшую рентабельность чем дал бы новый автобус за долгий срок. Но зато он окупит её приобретение до того как придёт Вася Пупкин и маршрут отдадут другому.