To Grifeen - краткий ликбез.
В прошлом году (см. АР № 1, 1998) мы уже проводили испытания эффективности антиблокировочной системы — на переднеприводном автомобиле Volkswagen Passat, обутом в шипованные шины Gislaved Nord Frost II. Тогда мы пришли к выводу, что на скользких покрытиях в большинстве случаев АБС обеспечивает меньший тормозной путь при сохранении курсовой устойчивости. Но главный вывод заключался в том, что возможность управлять автомобилем в процессе экстренного торможения даже на голом льду бесценна для водителей без специальной подготовки. А эксперты-испытатели ощущали дискомфорт от вмешательства АБС лишь во время использования специальных приемов управления автомобилем.
Но... Тогда машина была на зимних шипованных покрышках. Меж тем, в жизни случается, что автомобиль, оснащенный АБС, зимой эксплуатируется на летних шинах. И мы не раз и не два убеждались в том, что на льду или на снегу антиблокировочная электроника в сочетании с летними шинами оказывалась гораздо менее эффективной, чем в комбинации с более подходящей по сезону обувкой.
Словом, у нас появилось желание подробно разобраться в том, как проявляет себя АБС на разных зимних покрытиях и в сочетании с разными шинами. Для этого мы на несколько дней отлучили от разъездов по редакционным делам наш BMW 320i, предварительно научившись отключать на нем штатную АБС. "Родные" шины Continental Super Contact размерности 195/65 R15 пошли в зачет в качестве летних покрышек, а вдобавок к ним мы взяли два комплекта зимних шин той же размерности — нешипованные Nokian Hakkapeliitta Q и шипованные Nokian Hakkapeliitta 1. В качестве зачетных водителей мы решили использовать одного эксперта и одного "обычного" автомобилиста с четырехлетним стажем аккуратной езды.
ПЕШЕХОДОВ НАДО ЛЮБИТЬ!
Первое испытание решили проводить на льду. Вешками обозначили узкую полосу движения, а в центре поставили конус, имитирующий неожиданно возникшее препятствие — например, выбежавшего на середину проезжей части и растерявшегося пешехода. Но вдобавок в конце коридора мы организовали тупик из вешек, перед которыми надо остановиться.
Маневр получился следующим — сначала торможение в узком коридоре перед пешеходом, потом объезд зазевавшегося бедолаги и последующая остановка в узком коридоре перед вешками. Для оценки срабатывания АБС ситуация идеальная — здесь надо комбинировать экстренное торможение и объездной маневр. А в качестве критерия мы выбрали скорость, измеренную за 30 метров до "пешехода" — то есть в тот момент, когда водитель его "увидел". Чем больше входная скорость, тем лучше — естественно, при условии, что не сбито ни одной вешки...
Сначала спасать жизнь пешехода отправился эксперт — на летних шинах и с отключенной АБС. Непростое это дело! Приходится бороться с заносом автомобиля, напряженно работать рулем, прерывисто тормозить... Теперь включаем АБС. Да, работать эксперту немного проще, но скорости почти не возросли! А во время объездного маневра все равно приходится несколько раз отпускать педаль тормоза — иначе автомобиль почти не реагирует на поворот руля. Причина в низком коэффициенте сцепления, который обеспечивают летние шины на льду. Из-за этого и АБС срабатывает очень рано — стоит только коснуться педали тормоза, и сразу раздается характерный частый треск. Соответственно, нет и желаемого замедления.
Ставим зимние шины. Совсем другое дело! И скорости возросли, и помощь АБС оказалась более ощутимой — с помощью электроники результат удалось улучшить на 9%. Но работа водителя была непростой.
И только шипованные шины облегчили участь эксперта — автомобиль неплохо откликался на поворот руля даже при нажатой педали тормоза. Возросла и скорость, хотя прибавка была не столь существенной, как при переходе с летних на зимние шины. А разница в пользу АБС выросла до 11%.
Итак, бесспорный выигрыш АБС! Причем заметьте: чем больше шины соответствуют дорожному покрытию, тем больше помогает АБС.
А что же наш "обычный" водитель? Все это оказалось справедливым и для него, причем даже в большей степени — умная автоматика компенсировала недостаток его собственных навыков. Особенно несладко ему пришлось без АБС на летних шинах — машину заносило, разворачивало, вешки летели в разные стороны...
А теперь повнимательнее приглядитесь к той диаграмме, которая отражает зависимость скорости выполнения маневра от смены шин. Наивысшие достижения нашего "обычного" водителя, полученные с помощью АБС, практически совпадают с результатами эксперта без АБС. Грубо говоря, электроника успешно заменила собой десятки лет испытательского опыта! Впрочем, так оно и задумано — что, как не аккумулированный опыт инженеров, "обучавших" антиблокировочную систему, зашито в память ее блока управления...
Но обратите внимание и на ту прибавку в скорости, которую дал переход с летних на зимние шины, — она вдвое больше, чем от применения АБС! А с шипованными шинами скорости хоть и возросли ("шипы и лед — созданы друг для друга"), но не настолько.