Всего 5 секунд не хватило самолету польского президента, чтобы избежать катастрофы. Об этом свидетельствуют расшифровки «черных ящиков» упавшего лайнера. В момент катастрофы в кабине пилотов находился директор дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казан. Однако до сих пор остается загадкой, почему пилоты решили приземлиться в Смоленске.
Разбившемуся под Смоленском самолету президента Польши не хватило всего 5 секунд, чтобы избежать столкновения с землей, пишет польское издание Dziennik Gazeta Prawna. Это следует из расшифровок «черных ящиков», которые исследуют эксперты Варшавского технологического университета.
Командир экипажа — капитан Аркадиуш Протасюк — слишком поздно понял, что самолет находится близко к земле. Он попытался перевести лайнер во взлетный режим. Это совпадает с показаниями очевидцев крушения, слышавших надрывный вой двигателей Ту-154. Для перехода из посадочного режима полета во взлетный Ту-154 требуется 10 секунд. В момент падения самолет набрал лишь 60% необходимой для взлета мощности. Пилотам не хватило 5 секунд, чтобы избежать столкновения.
Пилот, вероятно, понял, что столкновение неизбежно, и попытался выполнить посадку «на брюхо». Он задрал нос машины, однако лайнер зацепил крылом дерево, в результате чего треть крыла отломилась. Хвостовой частью самолет ударился о землю и потерял двигатели. После этого польский борт № 1 сломанным крылом зацепился за землю и закрутился вокруг своей оси. Затем самолет загорелся и развалился на части.
Пока нет ответа на главный вопрос: почему пилоты решили приземлиться в Смоленске. По данным издания, следователи польской прокуратуры предполагают, что авиадиспетчеры аэродрома Северный могли дать ошибочные данные о расстоянии между аэродромом и самолетом и о высоте нахождения лайнера.
Генеральный прокурор Польши Анджей Шеремет не исключил, что на работу приборов самолета могли повлиять работающие мобильные телефоны высокопоставленных пассажиров, сообщает польский телеканал ТВН 24. «Большая часть мобильных телефонов пассажиров была активна, по крайней мере на заключительном этапе полета воздушного судна, — сообщил журналистам Шеремет. — Мы проверяем также, могла ли повлиять на работу приборов спутниковая телефонная связь, находившаяся на борту лайнера».
Следователи пытаются выяснить, что делал в момент посадки в кабине пилотов директор дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казан. Именно ему принадлежит посторонний голос на записях бортового самописца «Туполева». В кабине Ту-154 находились четверо членов экипажа: командир, второй пилот, штурман и бортинженер. Ранее сообщалось, что голос пятого человека, обнаруженный на магнитной ленте речевого самописца, мог принадлежать кому-то из стюардесс. Возможно, именно Казан объяснил пилотам, что предложенные в качестве запасных аэродромы Витебска и Минска не подходят для посадки президента, так как в этом случае будет нарушен составленный ранее официальный протокол.