На пилотов польского Ту-154 никто из VIP-персон не давил Президентский Ту-154, скорее всего, упал из-за ошибки пилотов. Они допустили запрещенное для таких погодных условий снижение, а после этого не смогли выровнять самолет, так как не учли особенности данной модели. Эксперты отмечают, что в последние секунды полета спасти лайнер уже было невозможно. При расшифровке «черных ящиков» никаких доказательств того, что президент Качиньский приказывал пилотам садиться, следователи не нашли.
Ошибка пилотирования рассматривается как наиболее вероятная причина катастрофы самолета, в результате которой погиб президент Польши Лех Качиньский и сопровождающие его лица. Согласно расшифровке «черных ящиков», никаких посторонних команд никто на борту пилотам не отдавал.
«Анализ имеющихся в распоряжении комиссии данных, в том числе первые результаты расшифровки «черных ящиков» показывают, что к катастрофе привела ошибка в пилотировании», — сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в комиссии по расследованию причин этой трагедии.
Источник отметил, что экипаж лайнера, вероятно, при выборе варианта выравнивания самолета после неудачной попытки захода на посадку в сложных метеоусловиях не учел некоторые особенности пилотирования Ту-154. «Особенностью этого самолета является то, что если скорость его вертикального снижения более шести метров в секунду, самолет при выравнивании и переходе в горизонтальный полет дает просадку. То есть теряет высоту гораздо быстрее, чем обычно», — сказал источник.
Ранее сообщалось, что экипаж не только снизился на недопустимую высоту, но и допустил крен, из-за чего и зацепил крылом деревья. Пилоты смогли в условиях сильного тумана выйти на взлетно-посадочную полосу, но уже при подлете экипаж определил, что не попадает в точку приземления. «В этот момент командир корабля и допустил роковую ошибку. Он включил форсаж, по неустановленной пока причине качнул самолет вправо и одновременно попытался набрать высоту с разворотом», — говорит источник РИА «Новости», знакомый с ходом расследования
Приказа садиться не было Версию о том, что все ошибочные действия были допущены после приказа Леха Качиньского, в следственной группе не подтверждают. Ранее сообщалось, что президент Польши торопился на церемонию, посвященную жертвам расстрела в Катыни. А военные диспетчеры смоленского аэродрома рекомендовали самолету уходить на запасной аэродром в Минске, Витебске или в Москве – туман над Смоленском рассеялся только к 12.00 субботы. Пилоты доложили диспетчерам, что намерены разведать обстановку (видимость в этот момент составляла около 150 м), после чего сообщили, что идут на посадку; катастрофа произошла в 10.56 мск в 1,2 км от взлетно-посадочной полосы.
По предварительным данным следствия, экипаж не получал указаний от находящихся на борту VIP-персон обязательно посадить самолет на аэродроме Северный, сообщил «Интерфаксу» в четверг источник, близкий к комиссии по расследованию авиакатастрофы.
«По крайней мере, подтверждений тому, что кто-то из высокопоставленных пассажиров требовал от летчиков обязательной посадки под Смоленском, пока не найдено. Речевой самописец, расшифровка которого завершена, не зафиксировал при переговорах членов экипажа какого-либо давления на них», — сказал собеседник агентства.
Впрочем, представитель следствия, главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский назвал все публикуемые в СМИ утечки информации не более чем спекуляциями, и призвал дождаться оглашения официальных результатов расследования.
Запредельная посадка Как отмечают эксперты, опрошенные Infox.ru, главный вопрос, ответ на который могут дать только «черные ящики», заключается в том, почему пилот допустил полет ниже глиссады. Маневры на недопустимой высоте не смогли бы спасти самолет.
«Высота принятия решения различна для различных аэропортов и зависит от различных условий. Для аэродрома Северный, где посадка осуществляется по приводам, это высота 100 метров, — объяснил Infox.ru член правления Всемирного фонда «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. – То есть, если пилот не видит с высоты 100 метров землю, он обязан уходить на второй круг. Турбореактивный самолет не способен мгновенно перейти из одного режима полета в другой. Если поршневому самолету достаточно двух секунд, то турбореактивному нужно больше времени. После того как пилот переключится в режим взлета, пройдет 7−8 секунд, прежде чем самолет получит заметное ускорение».
Как рассказал Infox.ru президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, по высоте облаков и по горизонтальной видимости устанавливается минимум полета. Минимальный — 30 м по высоте облаков и 400 м — по видимости. «Это третья категория ИКАО, это посадка вслепую», — отметил Смирнов.
Предельный минимум зависит также от личного минимума пилота. «Чтобы получить третий минимум, пилот должен пройти тренировку на тренажере, теоретическую подготовку и совершить несколько реальных заходов в реальных метеоусловиях, только после этого он получает допуск пользоваться этим минимумом. Наконец, самолет должен быть оснащен соответствующим оборудованием, позволяющим производить посадки при таких минимумах, — отметил эксперт. — Если говорить про катастрофу в Смоленске, то у командира экипажа и у президентского самолета, возможно, был минимум 30 на 400. Самолет был замечательно оборудован, а летчик прекрасно подготовлен. Но аэродром Северный имеет минимум выше, так как посадку проводит по приводным радиостанциям. Минимум аэродрома был 100 м на 1000 м».
Почему экипаж допустил смертельный риск и вышел за установленные на аэродроме пределы, до сих пор остается неясным. По данным представителя военной прокуратуры Польши Збигнева Ржепы, пилот решил «искать землю», несмотря на предупреждения диспетчеров о полете ниже глиссады.
«Порядок существует такой, независимо ни от погоды, ни от состояния приборов, ни от отказа техники: если на высоте принятия решения ты не установил контакт с землей, вариант только один – взлетный режим, уход на второй круг и потом на запасной аэродром, — рассказал Олег Смирнов. — Это фундаментальное правило, это закон. Главной задачей комиссии станет выяснить, почему при работающей материальной части самолет оказался на высоте восьми метров в точке, где он должен быть на высоте 60 м и ни метра ниже».
Точка принятия решения — это место самых тяжелых авиакатастроф за все время существования гражданской авиации, отмечает эксперт.
«Если самолет раньше времени ныряет под глиссаду, это, как правило, кончается плохо. До приземления самолет должен находиться в глиссаде и ни на метр ниже. Лучше выше глиссады пройти. В этом случае ты сядешь с перелетом, выкатишься за пределы полосы, сломаешь шасси и остановишься. А ниже – это полный рот земли. Поэтому в этой точке ни на метр нельзя нырять под глиссаду. Если ты проходишь ближний привод на восьми метрах, это уже все. Взлетный режим уже не поможет. Чтобы перейти с малого газа при посадке на взлетный режим, надо десять секунд, а там, на этом участке, счет идет на доли секунды», — говорит Олег Смирнов.
Ту-154 президента Польши был оборудован тремя барометрическими высотометрами, они стоят у командира, второго пилота и штурмана. «На этом самолете были радиометрические высотометры и датчики сближения с землей. Все эти приборы показывали правильные данные, как показывает расшифровка средств объективного контроля», — отмечает Олег Смирнов.
На аэродроме Северный были установлены два маяка и радар, которые позволяли пилоту правильно рассчитать курс. Ранее польские коллеги погибшего экипажа рассказали, что командир экипажа Аркадиуш Протасюк хорошо знал русский язык, не испытывал проблем с метрической системой и за три дня до катастрофы успешно производил посадку на смоленском аэродроме
Последним был крик Сейчас в Межгосударственном авиационном комитете занимаются расшифровкой бортовых самописцев Ту-154. Они находятся в удовлетворительном состоянии. К работе привлечены также специалисты Минобороны России и технические эксперты из Польши.
В свою очередь генпрокурор Польши Анджей Шеремет пообещал в ближайшие дни обнародовать записи двух бортовых самописцев за исключением личных подробностей. Оба бортовых самописца расшифровывают в 13−м НИИ Минобороны России. По данным источников, третий «черный ящик», регистратор полетной информации, сегодня вечером привезут в Польшу из Смоленска. Шеремет также добавил, что экипаж знал о надвигающейся катастрофе в последние три-пять секунд полета, после того как у лайнера оторвало крыло.
По неофициальным данным, которые приводит польское издание «Факт», последнее, что зафиксировали записи речевых самописцев, это отчаянный крик в кабине.
Работа следователей на месте крушения продолжается. Экспертиза обломков самолета и других предметов будет проводиться в Смоленске. Польская газета «Выборча» сообщает, что слой земли на месте крушения самолета будет поднят бульдозерами до глубины в 70 см. Это делается в связи с тем, что на такой глубине был найден один из пистолетов, принадлежащий охране президента Польши. Всю выкопанную землю следователи будут просеивать с целью обнаружить человеческие останки и предметы, принадлежавшие пассажирам Ту-154. На эти работы, по словам участников следственной группы, уйдет около двух недель.
Накануне группа, работающая на месте крушения, уже перевезла в ангар шасси и большую часть оторванного крыла. Тяжелее всего будет перевезти фюзеляж самолета, который весит 2,5 т. Кроме того, еще предстоит поднять один из трех двигателей самолета, под которым еще могут оставаться фрагменты тел. На месте крушения также найдены большой польский флаг и венок, который Лех Качиньский вез к мемориалу на кладбище в Катыни; на его ленте написано «Президент Польши Лех Качиньский». Теперь этот
http://www.infox.ru/accident/incident/2010/04/15/Pilotyy_polskogo_Tu_.phtml