Как сказано в официальном сообщении пресс-службы МВД по Республике Дагестан, Александр Варламов был найден днем 31 января. Мужчина проживал в помещении вулканизации на улице Гагарина Махачкалы. Его обнаружили полицейские патрульно-постовой службы во время проверки документов.
В пресс-службе МВД Дагестана рассказали, что жителя Саратовской области завербовали шесть лет назад в Саратове, на улице к нему подошел мужчина и предложил подработать в южной республике. Поскольку у господина Варламова не было работы, он согласился. В Дагестане его направили на кирпичный завод. Через некоторое время он решил сменить место работы и устроился к 63-летнему жителю Махачкалы. У него он выполнял различные подсобные работы. Когда саратовец захотел уволиться, от «хозяина» последовали угрозы, кроме того, он посоветовал не обращаться в полицию, якобы там есть связи и ему никто не поможет. «Он был так запуган, что все эти годы даже и не думал обращаться в полицию», — рассказала „Ъ“ заместитель начальника пресс-службы МВД Дагестана Фатина Убайдатова.
Саратовца освободили случайно на улице Махачкалы, когда он менял колесо у машины. К мужчине подошли полицейские и попросили документы. Получив ответ «документы у хозяина», сотрудники ППС отправились к «хозяину», который проживал неподалеку, и задержали его.
Как сказали в пресс-службе МВД Дагестана, Александр Варламов сможет уехать домой через несколько дней, когда завершатся основные следственные действия. Со слов госпожи Убайдатовой, сейчас ведется проверка, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 127 УК РФ («Незаконное лишение человека свободы»), предусматривающей до восьми лет лишения свободы. Применялось ли к Александру Варламову физическое насилие, пока достоверно не известно.
История жителя Перелюбского района схожа с историей рядового Андрея Попова, который, с его слов, в течение 11 лет удерживался в Дагестане на различных работах, в том числе и на кирпичных заводах. Как ранее писал „Ъ“, Андрей Попов был призван в армию 5 января 2000 года и проходил военную службу в войсковой части №14460 Татищевского района. Солдат пропал без вести 2 октября 2000 года, а в декабре того же года рядового Попова объявили в федеральный розыск. Спустя почти 11 лет, вечером 16 августа 2011 года, Андрей Попов вернулся домой и обратился в полицию с заявлением, что его похитили и все эти годы насильно заставляли работать на стройках в Дагестане. В тот же день следователи задержали Попова за «дезертирство» на основании постановления о розыске. В считанные дни дело приобрело широкий резонанс, дискуссии о честности слов солдата стали предметом разбирательства на федеральных каналах, где Попов открыто обвинял директоров кирпичных заводов в похищении людей для работы на своих предприятиях. Однако на суде факт рабства доказан не был, и 13 марта прошлого года Саратовский гарнизонный военный суд приговорил Андрея Попова к двум годам колонии-поселения за дезертирство.
Занимавшаяся собственным расследованием дела Андрея Попова председатель Саратовского отделения общества солдатских матерей Лидия Свиридова говорит, что случай с Андреем Варламовым — третий из известных ей, когда молодые люди оказывались насильно удерживаемыми на работах в Республике Дагестан. Причем двое из них, включая рядового Попова, военнослужащие. «Еще один мальчик также пропал из Татищевского гарнизона и шесть с половиной лет находился в Дагестане. Но об этом мало известно, потому что суд проходил по месту его жительства — в Оренбургской области, мы узнали об этом, когда Андрей Попов уже сидел в тюрьме», — говорит госпожа Свиридова. Также, с ее слов, в южной республике почти 17 лет удерживался житель Пермского края. Все они были найдены примерно в одно время. «Думаю, что на деле Андрея Попова инцидент с Александром Варламовым никак не скажется, потому что Попов пошел на сделку со следствием и дал признательные показания, что его никто не удерживал, а в Дагестан он уехал самостоятельно. Хотя я уверена, что правду он говорил в самом начале», — отмечает Лидия Свиридова.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/2119365