В армейских госзакупках есть товар, который в контрактах обозначен как "твердое топливо". Это самые обыкновенные дрова. Много ли их надобно? Много: только дальневосточные силовики — Минобороны, МЧС, Росгвардия и так далее — ежегодно закупают десятки тысяч кубометров на сотни миллионов рублей. Спрос — постоянный, финансирование — гарантированное. Такая финансовая подпитка могла бы быть мощным стимулом для развития малого и среднего бизнеса на территориях, где этот лес произрастает, весомо, за счет налогов, пополнять местные бюджеты. Для Дальнего Востока, где большинство некогда мощных леспромхозов прекратило существование, а в таежных поселках поселились депрессия и бедность, армейский заказ на "твердое топливо" мог бы стать палочкой-выручалочкой для целой отрасли и тысяч сидящих без работы людей. Увы, не выручает заветная палочка регион. Зато исправно пополняет кошельки шустрых предпринимателей в погонах и без. Ушлые дельцы наладили особую практику поставок "твердого топлива" в войска, в которой блуждают теперь следователи, периодически наталкиваясь на весьма занятные открытия.
Вообще-то повод присмотреться к особенностям исполнения армейского заказа на "твердое топливо" появился давно — года три-четыре назад, когда обнаружилась, мягко скажем, странность: право на заключение контрактов получали не дальневосточные лесозаготовители, что было бы вполне разумно и понятно, а некие крошечные фирмушки с разнообразными названиями и диковинной пропиской. Никому не ведомые "СТК", "Мультиторг", "Эталон", "Бизнес-профи" и их учредители (Ганжа Омаров из города Чегем в Кабардино-Балкарии, Муса Настуев из Краснодара, Дамир Айзатуллин из Ставрополья, Руслан Исмагилов из Екатеринбурга и прочие) загадочным образом получили карт-бланш на предпринимательскую деятельность на просторах особого федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа".
Внимание правоохранителей это обстоятельство не привлекло, а я поиском разгадки увлекся. И выяснил массу интересного. Ну, к примеру, оказалось, что малоизвестные партнеры Объединенного стратегического командования, хоть и разбросаны формально по стране и якобы разрознены, на самом деле управляются централизованно из... Великобритании. И дружно входят в компанию "РБЕ Холдинг Эл Эл Пи" (RBE HOLDING LLP), расположенную по адресу:13 Джон Принсес стрит, Лондон. Покопал дальше, и стало еще интересней: мой давний надежный источник информации из военной правоохранительной системы сообщил, что у истоков создания этого офшора стоял сам Ахмед Закаев, лидер чеченских сепаратистов.
Я счел эту информацию столь важной, что довел ее до руководства Министерства обороны. Вот что ответил заместитель министра по тылу, генерал армии Д. Булгаков:
"Организации ООО "Эталон" и ООО "СТК" действительно осуществляли поставки дров топливных <...> и определялись по результатам открытых аукционов, проведенных на электронных торговых площадках... При этом Минобороны России на порядок проведения аукционов и выбор поставщиков воздействия не оказывает. Проверка информации об аффилированных лицах — соучредителях ООО "Эталон" и ООО "СТК", проживающих в настоящее время на территории иностранных государств (Великобритания), к компетенции Минобороны России не относится"...
Удивительный ответ. Заместитель министра почему-то весьма избирательно упомянул в своем ответе только две фирмы. А остальные? Что касается "открытых аукционов на электронных площадках" и неучастия военных в выборе поставщиков, то тут, как увидим чуть позже, одно сплошное казенное лукавство и ни грана правды. Боюсь огорчить генерала Булгакова, открыв ему тайну, которую он обязан знать: фирмам-прокладкам, по сути, отдано на откуп практически все тыловое обеспечение стратегически наиважнейшего Восточного военного округа страны. Это содержание и уборка военных городков, закупка и поставка продуктов питания и даже — вы не поверите! — подвозка войск на парады! На все есть многомиллионные контракты. Деньги, как правило, обналичиваются и улетают из казны.
Об этом мы еще поговорим, а пока поделюсь своим смятением, в которое вверг меня пассаж замминистра о том, что к компетенции его ведомства не относится "проверка информации об аффилированных лицах", выполняющих заказы Минобороны России. Это как понимать? Неужели заместителя министра не интересует, к кому, в каком объеме уходят за рубеж деньги, отпущенные на обеспечение обороноспособности страны? Быть может, государство напрасно содержит военные разведку, контрразведку, прокуратуру, следственный комитет? И куда деться от совсем уж крамольного предположения: а что если через этот офшор армейские деньги шли на подпитку террористических и экстремистских организаций?