Кризис - такое время, когда лопаются мыльные пузыри, надутые в сытые годы, а вранье и надувание щёк выглядят особенно смешно.
На наших глазах лопается один такой мыльный пузырь: пришла пора прощаться с надеждами на то, что в России в обозримом будущем будет нельзя платить человеку зарплату меньше прожиточного минимума трудоспособного населения - нищенского минимума, признаем честно.
Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении с 1 января 2016 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 4% - с 5965 рублей до 6204 рублей в месяц. Важны здесь не абсолютные, а относительные цифры: 6204 рубля - это лишь 53,6% прогнозируемого тем же правительством на 2016 год прожиточного минимума трудоспособного населения. Примерно такое соотношение было где-то между 2007 и 2008 годами. Оно хуже, чем в 2015 году (55,5%), хотя казалось бы, куда уж хуже...
Между тем Трудовой кодекс вот уже почти 14 лет гласит: МРОТ устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а «сроки и порядок» поэтапного повышения МРОТ до этого самого минимума должны быть установлены федеральным законом.
Закон заветный до сих пор не принят.
В пояснительной записке к проекту, который правительство внесло в Госдуму сейчас, рассказывается о долгих, но тщетных консультациях о «сроках и порядке». Трехсторонняя комиссия с участием крупнейших профсоюзов и объединений работодателей, рабочая группа Минтруда с участием депутатов и учёных...
Но согласованной позиции нет.
Казалось бы, повышение МРОТ, по данным Минтруда, коснётся в 2016 году всего лишь около 700 тысяч работников, 43% из них трудится в государственных и муниципальных учреждениях, а 57% - в реальном секторе экономики. К тому же есть понятие «регионального МРОТ», и в некоторых российских регионах он местными законами уже равен прожиточному минимуму...
Но далеко не во всех регионах так. И сам Минтруд признаёт, что полной картины у него нет.
К тому же МРОТ учитывается при расчёте некоторых социальных пособий (например, по беременности и родам и по временной нетрудоспособности), от него зависит и размер взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. А МРОТ активно используется работодателями для сокращения страховых платежей с фондов оплаты труда...
В пояснительной записке говорится, что предложение поднять МРОТ лишь на 4% позволит «сохранить предпринимательскую активность в реальном секторе экономики» и не поставит под удар «наиболее уязвимые» категории работодателей (к ним, по мнению правительства, наряду с индивидуальными предпринимателями и фермерами относятся и нотариусы - они тоже платят страховые взносы, исходя из МРОТ)...
Год назад депутаты Госдумы тоже обсуждали правительственный законопроект о повышении МРОТ - с 1 января 2015 года с 5 554 рублей до тех самых 5 965 рублей в месяц.
Замглавы Минтруда Любовь Ельцова тоже говорила про трудные консультации, которые никак не увенчаются успехом. «В 2015 году МРОТ по отношению к прожиточному минимуму трудоспособного населения по прогнозу составит всего 63,4%, а были годы, когда он достигал и 70%, и даже больше!» - сетовали депутаты.
С тех пор мы пережили две суровые, обвальные девальвации рубля - в декабре 2014 года и августе 2015-го. Прожиточный минимум в последние месяцы рос, как на дрожжах - вслед за инфляцией и ростом цен. А МРОТ в 2016-м году по прогнозам, как говорилось выше, не превысит 53,6% от прожиточного минимума.
В 2013-м году российский МРОТ был эквивалентен 170 долларам США. Даже после повышения с 1 января 2016 года МРОТ будет эквивалентен примерно 100 долларам США - это если доллар опять не подскочит.
«Консультации будут продолжены», - заверяет правительство. Интересно, о чём? Если даже в «сытые» и мирные годы у власти не нашлось ни денег, не желания серьёзно заняться проблемой денежных доходов граждан и социальной политикой в широком смысле этого слова, а все ресурсы тратились на бессмысленное и зачастую провальное реформаторство, то теперь-то...
Грустная история.
Марина Озерова