Лучше старость, чем «АвтоВАЗ»
— 20.01.09 18:16 —
ТЕКСТ: ЕЛЕНА ХОДЯКОВА
ФОТО: ИТАР-ТАСС
Продажи машин в России будут падать быстрее, чем Европе и США, прогнозируют эксперты. Даже по самым оптимистичным оценкам, доля кредитных машин на отечественном авторынке сократится почти в 3 раза, а спрос снизится на четверть. Но все равно потребители будут отдавать предпочтение пусть старым иномаркам, нежели новым отечественным машинам.
Экономический кризис в России развивается по более негативному сценарию, чем предсказывали эксперты еще пару месяцев назад. Вслед за меняющейся ситуацией в России специалисты пересматривают в худшую сторону и свои прогнозы на 2009 год. Партнер консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут считает, что в текущем году в России будет продано не более 2,3 млн новых автомобилей (на 25% ниже показателя прошлого года). Но это лишь в случае разумной политики со стороны правительства. Без нее показатели упадут куда больше – до 50%.
«В западных странах кризис ударил по населению сильнее, чем в России. Там обвал на фондовом рынке отразился на пенсионных фондах и сбережениях. В России в фондовый рынок вкладывает менее 1% населения», – заметил эксперт.
По мнению Рута, сильнее всего на расклад на отечественном авторынке в ближайший год будут влиять курсы валют, уровень доходов россиян и доступность кредитных программ на автомобили.
По оценкам эксперта, курс доллара в 2009 году будет от 35 до 37 рублей. А уровень покупок машин в кредит составит от 10% до 20%. При этом, как поясняет Рут, 20% –показатель, возможный лишь при дальнейшем стимулировании кредитных программ. По его словам, дешевеющий рубль и высокие пошлины на автомобильный импорт создают хорошие условия для развития российских компаний, а для иностранцев, напротив, создает трудности. Однако, по мнению аналитика, отечественные марки не смогут сильно выиграть на проблемах иностранных компаний: будет покупаться меньше машин, но, даже несмотря на рост цен, потребители чаще будут делать выбор в пользу более качественных иномарок.
Вместе с тем, влияние новых пошлин на расстановку сил среди игроков отечественного авторынка эксперт считает незначительным. «В прошлом году доля автомобилей российских марок сократилась на 9%. За счет новых пошлин они получат около 1–2% дополнительных продаж, – полагает Рут. – А ущерб от нововведения для иностранцев будет меньше, чем они уверяют. За последние несколько лет цены на автомобили постоянно росли, но это не препятствовало спросу».
Цены на автомобили связаны с ростом курса доллара. За последний месяц машины подорожали для производителя почти на треть, так как он платит за компоненты для своих моделей в долларах, а продает за рубли. Для сравнения, пошлины выросли на 5–10%. То есть ущерб во втором случае намного меньше. По мнению Стенли Рута, из-за кризиса отечественный авторынок состарится еще сильнее. Из-за проблем с заработком многие решат отложить покупку машины.
В результате отечественный авторынок состарится еще сильнее. На начало 2008 года средний возраст автомобилей в России был 12 лет. В ближайшие несколько лет он повзрослеет до 15–16 лет.
Для сравнения, в Европе средний возраст машин около 8 лет. «В России сохраняется потребность в автомобилях, уровня насыщения рынок достигнет при показателе 400 машин на 1000 тыс. человек», – заметил Рут. Сейчас этот показатель около 200 автомобилей на тысячу (данные «Автостат»). Ранее планировалось, что насыщение возникнет в 2020 году, но из-за кризиса его удастся достичь не ранее 2025 года. «Заградительные пошлины на б/у не помогут омоложению парка России. Динамика спроса в этом сегменте очень стабильная. И хотя пока продажи машин с пробегом на некоторое время сократятся, постепенно спрос на них начнет возобновляться. Это будет особенно заметно на Востоке страны.
Там сейчас ситуация наиболее напряженная из-за того, что заменить импортные машины нечем. Покупать «Жигули» никто не станет, а денег, чтобы строить в регионе иностранные сборочные предприятия, у компаний сейчас нет», – убежден Рут.
В случае негативного развития событий по динамике падения авторынок России обгонит даже США. Здесь трудности возникли задолго до финансовых передряг на мировых фондовых рынках, и связаны они были с тем, что концерны «детройтской тройки» делали непопулярные крупные автомобили, невостребованные в условиях постоянного роста цен на бензин. По оценкам PwC, в ближайшем году американский авторынок не досчитается 35% проданных машин. В Европе падение спроса составит, по разным оценкам, от 15% до 20%. В середине прошлого года Россия обогнала по уровню продаж Германию. Тогда многие верили, что в 2008 году она станет крупнейшим европейским рынком, но в итоге немцы вернули себе лидерство. Даже при самых оптимистичных прогнозах подобраться к европейскому лидеру на этот раз России не удастся. В этом году в Германии будет продано около 2,7 млн машин, прогнозируют аналитики.