Однако наличие информации на магистралях не гарантирует того, что вся она будет воспринята водителями. Помнится, однажды - кажется, в Астрахани - своими глазами видел перекресток, на котором лично насчитал 23 дорожных знака, из которых примерно 2/3 были запрещающими. В то же время, как указывают данные исследований, проводившихся психологами в разных странах, приблизительно 70% дорожной информации водителями просто игнорируется: перенасыщение запретами служит дополнительным раздражителем для человека за рулем. Что, само собой разумеется, скорее ухудшает, чем улучшает ситуацию на дорогах.
Осознав это, европейские чиновники решили начать потихоньку очищать обочины от лишних знаков. Идея программы, предложенной в некоторых европейских странах, такова: дать водителям больше свободы и тем самым повысить их ответственность за свои действия. По мнению экспертов, это имеет двойной положительный эффект: во-первых, уменьшается информационная нагрузка на человека за рулем, а во-вторых, в дальнейшем пропадает необходимость тратить бюджетные деньги на ремонт, обслуживание и замену дорожных указателей.
Эксперимент по ликвидации дорожных знаков с будущего года стартует в семи городах Европейского Союза, среди которых английский Ипсвич, датский Эйби, бельгийский Остенде и другие. И если опыт будет положительным, то его могут распространить и на другие крупные города Европы.
С первого взгляда, идея разработчиков новой программы ликвидации знаков утопична, однако эта утопия уже работает в голландском городе Маккинга. На въездах в этот населенный пункт стоит единственный знак - «Дорожных знаков нет». Вот как описывает дорожную «жизнь» в Маккинге немецкое издание Spiegel: «Автомобили неторопливо двигаются среди идущих в ту же сторону людей по покрытым булыжником дорогам. Здесь нет ни парковочных автоматов, ни указателей направления движения, ни, тем более, запрещающих знаков. Стерли даже разметку».
Аналогичные правила действуют и в более крупных городах Голландии. Например, в Драхтене, где проживает 45 тыс. человек, есть всего два светофора, а на перекрестках без светофоров введено круговое движение. В городе действуют всего два условия: «Уступи дорогу» и «Не создавай помех».