Выбор редактора
От редакции: Средний класс в России не такой уж и средний36
ОТ РЕДАКЦИИНе падают, пока движутся3
Как и зачем правительство намеревается реформировать академии62
«Газпром» как священная дойная корова17
Раскройте тему
Бедность
--------------------------------------------------------------------------------
Эта публикация основана на статье «От редакции: На дне» из газеты «Ведомости» от 01.07.2013, №114 (3376).
Хотя в целом благодаря росту доходов доля бедного населения в России за 10 лет сократилась, социологи выделяют довольно значительную группу, в которой бедность не только консервируется, но и воспроизводится из поколения в поколение.
Институт социологии РАН и российское представительство Фонда Фридриха Эберта опубликовали доклад «Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя». Один из выводов: за 10 лет отношение общества к бедным сильно ухудшилось (более чем в 1,5 раза сократилось число сочувствующих, выросли доли тех, кто относится безразлично или так же, как ко всем). Это следствие индивидуализации отношения к бедным: если в 2003 г. бедность связывали с общей ситуацией в стране, то теперь — с конкретной жизненной ситуацией: причинами бедности все чаще считают неверное поведение самих бедных (пьянство и наркомания), несчастья в семье и лишь отчасти неправильную социальную политику.
Это ухудшение отношения со стороны социологи связывают с началом стигматизации бедных как андеркласса, отличающегося от остального населения не только доходами, но и поведением.
Представление об андерклассе формируется и внутри группы бедных. Авторы выделяют две характеристики бедности — «по доходам» (ниже прожиточного минимума) и «по лишениям» (те, кто испытывает нужду в питании, жилье, одежде, качественной медицинской помощи и т. п.). Первых в России оказывается около 9% (что соответствует оценке Росстата), вторых — 25%. Эти группы отчасти совпадают, и в целом доля бедных оценивается в 30%. Это в два с лишним раза меньше, чем в 2003 г. (66%), однако за 10 лет не изменилась доля людей, имеющих доходы выше прожиточного минимума, но бедных «по лишениям» (20%), а 4% населения — люди хронически бедные, живущие в таком состоянии более пяти лет без какой-либо надежды из него выйти.
Даже осознавая необходимость образования детей, бедные гораздо меньше инвестируют в это, чем небедные, и не только из-за дефицита ресурсов: у них не хватает для этого специальных навыков и опыта. Богатые россияне, попав в ситуационную бедность, быстро выкарабкиваются благодаря человеческому, социальному и культурному капиталу. Если этот капитал ограничен, состояние бедности становится хроническим и начинает воспроизводиться в следующем поколении — родители не видят для детей другого будущего, чем свое настоящее
Читайте далее:
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/13676581/na-dne#ixzz2XlhF4nWV