Михаил Ходорковский: Мы точно знаем, что делать потом
В прошлом году мы убедились, что наша экономика построена на песке высоких цен на нефть и зависит от западных инвестиций.
Падение ВВП почти на 4% при нашей-то низкой базе — это не фунт изюму! Сохранить остатки золотовалютных резервов удалось за счет населения, путем девальвации национальной валюты вдвое. Даже те, кто никогда не держал доллар в руках, заметили последствия на изменившихся ценниках магазинов.
А что, собственно говоря, случилось ужасного, что могло бы привести к таким последствиям?
Мировая экономика прет как паровоз (рост составит около 3%), среднегодовая цена на нефть в 2015 году — около $50. Инвестиций нет, но и по кредитам платить не надо.
Напомню, в 1999 году (на момент воцарения нынешнего «вождя») средняя цена барреля была около $18 и с инвестициями было печально, но курс рубля дорос лишь до 27 к доллару. Экономика же показывала рост ВВП 6,4%.
К слову, превышение общего внешнего долга над золотовалютными резервами осталось прежним (порядка $200 млрд).
То есть ничего драматического, не зависящего от нас, в мире не происходит, но если до Путина при почти втрое более низкой среднегодовой цене на нефть шел быстрый рост, то теперь мы ощущаем экономический кризис. В чем же дело?
Апологеты режима расскажут множество сказок про козни врагов, лихие 90-е и наши безумные успехи, запутают десятками цифр, но так и не ответят по существу: почему через 16 лет пребывания у власти, при самых благоприятных условиях, получив в нынешних ценах более 300 трлн рублей сверхдоходов, власть умудрилась только увеличить зависимость страны от цен на нефть?
На самом деле ответ прост: причина нынешних неудач — в системе управления страной и в управленческой команде.
Чтобы суметь разумно распорядиться свалившимся богатством, нужно было развивать конкуренцию, находить и поддерживать талантливых людей в бизнесе, науке, образовании, политике. Дать возможность людям проявить себя, принимая самостоятельные решения, получая большую часть в случае успеха и неся полную ответственность за провал.
От государства требовалось — принять справедливые законы и обеспечить их неуклонное исполнение. Установить гражданский мир внутри страны и добиться режима максимального благоприятствования со стороны соседей. Задачи сложные, но с такими ресурсами, упавшими буквально с неба, вполне решаемые.
И ведь сначала все так и шло. И с соседями дружили, и бизнес развивался, и даже бандиты утихомирились. Живи и дай жить другим!
Только вот жадность заела. Как же это — мы у власти и на зарплате, а такие деньжищи мимо пролетают… Что делать? Ответ был найден простой и традиционный — коррупция и казнокрадство.
Раз коррупция, значит надо собрать всю власть и все финансовые потоки в руках ближайшего окружения. Ведь только так можно заставить всех платить дань.
Это значит: регионы — на голодный паек, независимый прибыльный бизнес — под контроль или под нож, все деньги — на проекты друзей. Но друзей мало, за мелочью сил не хватит уследить, значит нужны мегапроекты. Но ведь они не окупаемы? Да и друзья — еще те управленцы: деньги-то взять могут, но вот организовать работу — вряд ли.
Ничего, главное — свои! Отделить 50-70% много ума не надо, а на оставшееся наймем субподрядчиков. Ну и за верность надо подкинуть второму эшелону, плюс людишкам, чтоб не орали, по минимуму.
Результат? Доходы есть, а настоящей экономики нет. Армия есть, а защищать-то что? Богатство растратили, промышленность и инфраструктуру не создали. Образование и науку угробили.
И что теперь людям говорить? Да как обычно: все враги виноваты!
Это враги современную железную дорогу даже из Санкт-Петербурга в Москву за 16 лет не сделали? Это враги теперь через Ярославль грузовые поезда гоняют? Это враги трубу в Китай так построили, что мы же теперь Китаю и должны оказались?
Это враги вгрохали безумные деньжищи в самолет, который никто не покупает?
Это враги новые газовые трубы на экспорт строят, когда экспорт сокращается, вместо того, чтобы страну газифицировать?
Это враги за деньги центральной России «самые большие в Европе мечети» в Грозном позволяют строить? И более 20 тысяч вооруженных людей содержать (это когда в самые тяжелые годы Второй чеченской вооруженное бандподполье не превышало 5000 человек)?
Да при таком управлении никаких ресурсов не хватит!
Что же делать?
Сразу скажу: для этой власти у меня совета нет. Ничего они сделать не смогут. С ценами на нефть повезет — 2-3% роста года через два будет. Не повезет — и такого ждать не приходится. Так и будем медленно деградировать на фоне развивающегося мира.
В конце концов они уйдут. Если нам всем повезет — уйдут, не развалив страну. Правда, создав все предпосылки для ее развала. А нам придется действовать очень быстро.
Стимулировать развитие десятка мегаполисов по всей стране через развитие инфраструктуры, университетов, децентрализацию управления: Москва не может оставаться единственным центром современного роста, насосом, обескровливающим остальную страну в интересах околокремлевской тусовки.
Сформулировать для инвесторов стабильные и интересные правила игры с упором на современные сектора экономики, производящие мелкосерийную и уникальную продукцию (конкурировать в крупном конвейерном производстве с Азией не стоит).
Обеспечить эти правила качественным, независимым судом и профессиональной работой намного более влиятельного парламента, с нормально избранными депутатами, и подотчетного парламенту правительства.
Перевести на индивидуальные счета граждан в страховом и пенсионном фондах акции и финансовые ресурсы, полученные в результате неправовых сделок по распределению государственных ресурсов (как приватизационных, так и коррупционных). А также передать туда долевую собственность на все государственное имущество, не необходимое для выполнения государственных задач.
Сразу отказаться от любых налогов на малый бизнес, помимо налога на прибыль, идущую на личное потребление. Резко снизить налоги на средний бизнес. В любом случае, за содержание государства платят его граждане, — и эти выплаты станут прозрачными через прогрессивный подоходный налог от 10 до 35%. Любой человек получит право запросить и увидеть, на что пошли его личные выплаты, и — оспорить их. Госаппарат тоже должен привыкать жить по средствам. Клептократическая власть на такие реформы не способна по своей природе.
Задача государства — определять правила игры и следить за их исполнением, а не заниматься бизнесом.
Необходимо будет немедленно придушить коррупцию. Для этого нужно просто прекратить врать, что коррупция «идет снизу»! Мы все с детства знаем, что рыба тухнет с головы, значит именно эта коррупционная голова и должна безжалостно отсекаться.
А главной гарантией перемен должна стать регулярная сменяемость власти по результатам честных выборов. Каждый чиновник должен знать: его работа обязательно будет проверена его конкурентом, и тем скорее, чем менее доволен будет избиратель.
России предстоят непростые времена разложения коррумпированной, стареющей власти. Их придется пережить — или в борьбе, или пресмыкаясь, или спрятав голову в песок внутренней эмиграции.