Даже перепощу, а то слепошарые не найдут:
(c) era13
О причинно-следственных связях или как решает суд?
Господа, вообше, обсуждаемая на последних страницах топика тема достойна отдельного топика, и если модераторы посчитают вынести подобное обсуждение в отдельный топик - я обеими руками "за".
Так вот... Я, в силу не очень большого опыта, не являюсь гуру автоэкспертизы. Ни в вопросах чистой автотехнической экспертизы, ни в вопросах трасологической экспертизы, ни в вопросах экспертизы обстоятельств ДТП. И тем более не особо силён в юриспруденции и судебной практике настолько, насколько в этом сильны, в хорошем смысле этого слова, "Автоюристы". Я просто имею дело с пятью-семью в месяц неоднозначными ДТП, для вынесения решений по которым, требуются специальные знания, которыми судьи не обладают и назначают судебные экспертизы...
Как вам неоднократно уже писАл Алексей (777), и что основная масса его оппонентов исправно игнорируют: дело не в том, кто нарушил тот или иной пункт ПДД, дело в том, какое нарушение ПДД кем либо из участников дорожного двидения имеют причинно-следственную связь с наступившими последствиями. Это не моё видение, это не моя прихоть, это так и "де юре" и "де факто".
Так вот, первое, самое главное, от чего эксперт, следователь, дознаватель, судья и т.д. "пляшет" в вопросах установки причинно-следственной связи действий того или иного лица с наступившими последствиями - это несомненно вопрос собственно нарушения тем или иным субъектом каких-то правил, в данном случае - правил дорожного движения. Но... Вопрос исследования причинно-следственной связи какого-либо нарушения ПДД с наступлением тех или иных последствий, это далеко не вопрос того, кто что нарушил. Вопрос установления причинно-следственной связи нарушения ПДД с наступившими последствиями начинается с того, чтобы определить "Почему, (в принципе, на данном участке дороги, данному типу транспортного средства, для данного конкретного водителя и т.д. и т.п.) существует тот или иной запрет, существует та или иная обязанность, существует то или иное правило". Это не моё видение, это не моя прихоть, это азы установления причинно-следственной связи.
Поясню, почему самое важное - это определить причину того или иного ограничения, запрета, обязанности:
Пример из одного из учебников по установлению причинно-следственной связи в делах по ДТП. Сразу хочу сказать, что этот учебник написан ещё в те времена, когда в ПДД существовал п. 1.5, о том, что каждый соблюдающий ПДД имеет право считать, что другие так же соблюдают ПДД. (Кстати, сейчас эта тема не очень актуальна, но через пару месяцев, когда на дорогу вернутся двухколёсные, опять начнётся множество холиваров на эту тему):
Вводная:
Город. По главной дороге движется транспортное средство "А" с превышением скорости, а именно со скоростью "N" километров в час. На перекрёстке со второстепенной дороги на главную дорогу выезжает транспортное средство "Б". Траектории их движения пересекаются. Происходит столкновение, в результате которого причинены повреждения транспортным средствам.
Вопросы:
1. Какими пунктами правил должны были руководсвоваться водители транспортных средств "А" и "Б"?
2. Какие из пунктов ПДД были нарушены водителями транспортных средств "А" и "Б"?
3. Действия водителей какого транспортного средства находятся в причинно-следственной связи с наступлением ДТП?
Исследование (моё примечание - естественно, примитивное, но тем не менее, основополагающее):
Водитель ТС "А" в соответствии с п. ХХ ПДД должен был двигаться со скоростью не более 60 км/ч. Двигаясь со скоростью "N" км/ч. Водитель ТС "А" нарушил п. ХХ ПДД.
Водитель ТС "Б", в соответсвии с п.YY ПДД, на перекрестке неравнозначных дорог, двигаясь по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной дороге.
Водитель ТС "Б" нарушил п. YY ПДД.
Таким образом, оба участника ДТП нарушили ПДД.
(Моё примечание - теперь самое главное).
ДТП произошло ввиду нарушения ПДД.
ДТП произошло ввиду пересечения траекторий транспортных средств "А" и "Б". Очевидно, что если бы транспортное средство "А" двигалось с разрешённой скоростью, без превышения допустимой скорости, то пересечения траекторий, контакта, а значит и факта ДТП не произошло бы. Однако, если бы транспортное средство "А" двигалось бы так же выше допустимой ПДД скоростью, но быстрее, например, со скоростью "N+z" километров в час - то их траектории так же не пересеклись бы. То есть нарушив п. ХХ ПДД, но нарушив его более существенно, чем фактически, ДТП не произошло бы.
Водитель же транспортного средства "Б", не уступив дорогу транспортному средству двигающемуся по "главной дороге" мог допустить столкновение в не зависимости от скорости, с которой двигалось бы транспортное средство движущееся по "главной дороге".
Вывды:
1. Водители транспортных средств должны были руководствоваться пунктами ХХ и YY ПДД РФ.
2. Водитель ТС "А" нарушил п. ХХ ПДД РФ, водитель ТС "Б" нарушил п. YY ПДД РФ.
3. В причинно-следственной связи с ДТП находятся действия водителя ТС "Б".
Ещё раз повторюсь, пример примитивный, но тем не менее, он даёт понятие о связи действий участников ДТП и наступивших последствий.