Сколько читаю Dvorkyn не оставляет ощущение дежавю.
В моей жизни была похожая ситуация, когда у разных людей при оценке одного события проявляются диаметрально противоположные выводы.
Довелось мне несколько лет жить в гражданском браке с казашкой узбекского происхождения. Было очень интересно понимание вещей жизненных другим народом, причём на протяжении всего времени имел удовольствие общаться с большой кагортой родственников девушки. Скажу сразу, что много положительных качеств по сравнению с нашими людьми было замечено по началу. Это уважительное отношение к старшим, родители только на Вы, обращение всех младших братьев и сестёр ко мне, как к мужу старшей - на Вы. Мало сомневающиеся в отличие о русских, и не переживающих о правильности даже неудачных поступков. Сама по себе нация, достаточно интересна колоритом, обычаями. Люди, в основном, добрые и открытые.
Но это не мешает им говорить, например, что русские в Узбекистане -лохи, там называют их Васями. Там действительно были погромы и убийства после распада СССР. Это они признают, но это и не мешает им хаять местных русских, если те проявляют какой-либо к ним негатив. Особо со словами не церемонятся. Эмоциональны.
Так вот я о чём. Всё же, со временем, понимаешь, что наша психология и более уважительна и правильна. Например, у нас не принято менять своего мнения в угоду коньюнктуре, есть принципы -и мы их придерживаемся. По крайней мере -это вызывает уважение. Казахам (узбекам) свойственно очень искреннее отстаивание своей позиции, причём завтра они меняют своё мнение и так же искренне будут отстаивать другую. Мне, зачастую, многие их поступки, напоминают поступки детей... которым трудно что-то навязать, но легко обмануть.
В тоже время они очень подвижны и гибки. Везде они специалисты, даже там где русский откажется -они будут делать вид, что лучше чем он в этих вопросах никто не разбирается. По началу, мне приходилось быть "жертвой" такого маркетинга) Но потом я осознал, что это свойство нации. И общаться с ними стало легче.
У них ярко выражен момент, который свойственен Dvorkynу, они не переживают за казахов, узбеков в целом. У них есть семья -и актуальны вопросы и проблемы именно их семьи. Даже, вопреки, здравому смыслу и в ущерб общему благу. Поэтому клановость и сопутствующие проблемы. Причём мерки для себя и родственников одни, а для других иные.
Я считаю, что образ мышления нашего народа, хоть и не идеален, но на голову выше и ближе к правильному. Это и история доказывает. И надо его не только стесняться, но и пропагандировать. Единственное, что более развитое самосознание эффективно только при работающих инструментах государства. В диком лесу, как это сейчас происходит, - конечно мы находимся в проигрышном положении. И то, к чему призывает Dvorkyn это путь назад. Где каждый сам за себя. Если ему он нравится, то мог бы остаться в местах прежнего проживания. Не хочется оставаться -нечего со своим уставом по монастырям колесить.