Сегодня случайно встретил в сети упоминание об Александре Руцком. Очень мало про него знал, кроме его политической деятельности и противостояния с Ельциным. Полез в Вики почитать. Впечатлился. Хочу поделиться кратким фрагментом о его участии в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Почему в эту тему? Тут много говорили об офицерской чести. На мой взгляд это очень хороший пример.
"С 1985 по 1988 годы Александр Руцкой участвовал в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Занимал должность командира отдельного авиационного штурмового полка 40-й общевойсковой армии. За время афганской войны совершил 485 боевых вылетов на штурмовике «Су-25».
6 апреля 1986 года в 22:00 во время 360-го боевого вылета самолёт командира авиаполка подполковника Руцкого был сбит с земли в ходе битвы за базу Джавара ракетой из переносного зенитно-ракетного комплекса «FIM-43 Redeye». На самолёте с горящими двигателями лётчик старался дотянуть до своих и поэтому катапультировался лишь за несколько секунд до столкновения с землёй с высоты 50 метров. При ударе о землю серьёзно повредил позвоночник, согласно диагнозу медиков, получил компрессионный перелом позвоночника. Был подобран бронетранспортёром афганской армии, но в ходе перестрелки получил два ранения (в ногу и спину), после чего был эвакуирован советским вертолётом в госпиталь 40-й общевойсковой армии. По словам врачей, выжил чудом, ему предстояло остаток жизни провести в инвалидном кресле и забыть о полётах навсегда. Но, наперекор всем медицинским прогнозам, уже через полтора месяца после падения, в результате сложнейшей реабилитации и упорных тренировок Руцкой восстановился и начал самостоятельно ходить сначала на костылях, а потом и без них. После лечения в госпитале был отстранён от полётов и в декабре 1986 года получил назначение на должность заместителя начальника Центра боевого применения и переучивания лётного состава фронтовой авиации Военно-воздушных сил СССР в Липецке.
Вновь был допущен к полётам после прохождения медицинской комиссии по программе космонавтов в 7-м Институте космической медицины. В апреле 1988 года был назначен заместителем командующего военно-воздушными силами 40-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа и снова направлен в Республику Афганистан. В апреле-августе совершил 97 боевых вылетов, из них 48 ночью.
4 августа 1988 года был сбит вторично, истребителем «F-16» ВВС Пакистана (ракетой «Сайдуайндер»), пилотируемым лётчиком Атером Бохари, во время нанесения ночного бомбово-штурмового удара по складам боеприпасов афганских моджахедов у кишлака Шабохейль южнее Хоста, откуда до афгано-пакистанской границы оставалось всего 6-7 километров (советской авиации категорически запрещалось приближаться к границе ближе 5 километров). Это обстоятельство советской стороной в дальнейшем никогда не оспаривалось, оспаривались субъективные причины, по которым самолёт «Су-25» Руцкого там оказался. По иронии, один из двоих пакистанских пилотов, участвовавших в операции по перехвату самолёта-нарушителя национального воздушного пространства, оказался выпускником советского военного авиационного училища. По свидетельству самого Руцкого, его предал свой же коллега, командир группы прикрытия истребителей, который сообщил пакистанской стороне, что именно Руцкой будет вылетать на задание, и дал координаты его местонахождения истребителям пакистанских ПВО (этот предатель потом был найден за границей мёртвым, с огнестрельным ранением в лоб). Приземлился Руцкой на лес, после чего, по официальной версии, пять дней уходил от преследования, пройдя при сорокаградусной жаре и без еды 28 км, долго отстреливался от окруживших его душманов, сумел почти всех их уничтожить, скрылся в горах и уже почти добрался до своих, но 9 августа был выдан преследовавшим его афганским моджахедам случайно повстречавшейся ему на пути местной жительницей. Содержался в заключении у афганского полевого командира Гульбеддина Хекматияра, где почти двое суток висел на дыбе. 11 августа моджахеды передали его пакистанской разведке. Власти Пакистана обвинили полковника Руцкого в бомбардировке территории Пакистана, в жёсткой форме допрашивали его по 8-10 часов в день, требовали дать информацию о составе советских войск, о системе охраны военных объектов и аэродромов, фактически склоняя его к предательству, пытались завербовать, предлагали за предательство Родины паспорт гражданина Канады и два миллиона долларов США, но Руцкой отказался. Понимая, что склонить советского пленника к предательству не удастся, пакистанские военные 18 августа привезли его на окраину какого-то села, завели в глинобитный дом и поставили на колени. В доме его ждали четыре вооружённых автоматами моджахеда. Перед расстрелом пакистанские военные дали ему последний шанс раскрыть секретные данные Советской армии, но Александр снова отказался. Военные вышли, оставив лётчика с бандитами, один из них приставил к его груди автомат и взвёл курок, но выстрел так и не прозвучал. Военные устроили имитацию казни непокорного советского офицера, но и это его не сломало. 20 августа 1988 года он был передан советским дипломатическим представителям в Исламабаде в обмен на гражданина Пакистана, обвинённого в шпионаже против СССР. 21 августа Руцкой вылетел в Москву"