В итоге, выбрана была военная область. Поводом послужили две вещи. Во-первых, показалась интересной идея о воспитании в себе дисциплины, чему армия определенно способствует. Во-вторых, еще в школу к Евгению приходили вербовщики из одного крайне закрытого НИИ Генштаба ВС СССР – и произвели на юношу самое приятное впечатление. Однако служба золотых гор не сулила, а развиваться и двигаться вперед – хотелось. Касперский попытался параллельно наладить подработку, поучаствовав в деятельности одного кооператива, занимавшегося торговлей ПК. Но затея не увенчалась успехом, если не сказать – с треском провалилась. Ни одной машины он так и не продал. Зато вынес из ситуации ценный урок: менеджмент и торговля – не его стихия.
Неизвестно, в каких еще областях он бы успел попробовать себя, если бы не вирус «Cascade», волею случая заведшийся на его машине в 1989 году. Обнаружив «болезнь», Касперский без особых проблем сумел «препарировать» вирус (все же, вряд ли программиста средней руки взяли бы в секретный правительственный НИИ). Разобрав код на запчасти, он быстренько смастерил программку, устраняющую вредоносный эффект. Вот так, практически случайно – и уж точно не задумываясь об этом, как о цели своей жизни – он написал первое «лекарство». Но за одним вирусом последовали и другие.
Многие умельцы по всему миру в те годы «дорвались» до Сети, и пока одни сеяли что-то разумное и позитивное, других хлебом не корми – дай сделать ближнему гадость. Словом, недостатка в компьютерной заразе не наблюдалось. Евгений же малварью серьезно заинтересовался, но, все еще не помышлял о ней как об источнике дохода. Он просто коллекционировал трояны, вирусы и иже с ними, а на досуге создавал «противоядия». По сути, обычное хобби.
Но слухами земля полнится. Постепенно к нему начали обращаться за помощью. Вначале денег «халтура» приносила мало, да и заказы попадались редко и были мелковаты. Пара сторонних клиентов и уже упомянутый кооператив – вот, пожалуй, все, с кем будущий глава одной из крупнейших антивирусных лабораторий мира имел дело. Само собой, такая ситуация мешала рассмотреть в этой сфере деятельности перспективную в будущем область рынка.
Сигналом к действию послужил первый серьезный заказ. Крупная фирма, разрабатывавшая большой пакет ПО, пожелала включить в комплект антивирусную программу и обратилась к Евгению. По тем временам подобное представлялось практически невозможным – технологии были не те, к тому же, ни у заказчика, ни у подрядчика не было практически почти опыта. Слишком уж монументальным представлялся проект. Однако, попытка не пытка. Контракт подписали.
Хотя родившаяся на выходе прога была далека от идеала, ее разработка все равно принесла солидные деньги. Приятной особенностью этого детища (приятной для заказчиков!) стал GUI, которым на тот период времени не могли похвастаться конкуренты. Почти везде еще царил MS-DOS, рабочим инструментом являлась командная строка, а Windows только-только делала первые робкие шаги «в народ». Стало ясно, что хобби вполне способно превратиться в работу.
А судьба, словно решив перестраховаться и опасаясь, что вышеописанный случай будет воспринят как исключение, подтверждающее правило, подкинула Евгению еще один довольно серьезный контракт. Теперь «на руках» имелась партия компьютеров, которую нужно было оснастить защитой. Дело было сделано. Машины, укомплектованные антивирями, продались хорошо, опять же принеся неплохой заработок. Заработанные деньги на этот раз Касперски вложил в свою первую книгу «Компьютерные вирусы в MS-DOS», издав ее самостоятельно. Теперь отрицать выгоду стало и вовсе глупо, наметилась определенная тенденция.
То, во что трансформировалось его хобби, отнимало все больше и больше времени. Касперский активно интересовался темой, начал посещать всевозможные конференции и форумы софт-разработчиков, писать статьи, – но делать все приходилось в свободное от работы время. Между прочим, работая в секретном НИИ, сложно вести активную публичную деятельность и выступать на различных мероприятиях. Каждый момент приходилось постоянно проговаривать с начальством. Стало ясно, что долго так продолжаться не может. Пора было определяться – или продолжать карьеру военную, или увольняться и вплотную заниматься антивирусами. Почти все знакомые и друзья отговаривали его оставлять армию, и только жена – Наталья – поддержала.