По поводу того, как "наши отцы и деды ездили раньше на летней":
Во-первых, как совершенно верно заметил раньше Mazzay, летней резины в СССР не было.Тем более в том виде, как сейчас. Применение резины определяет ее состав и рисунок протектора. Современная летняя резина ориентирована на применение на теплом и горячем ровном асфальте - соответственно состав резины подобран так, чтобы резина работала при высоких температурах за счет полной неприменимости при низких - для этих температур предполагается использование зимних шин. Плюс учитывается дополнительный нагрев при высоких скоростях, на которые эта резины рассчитана.
Соответственно и рисунок протектора тоже расчитан на максимальное пятно контакта на асфальте - в идеале слик, то есть абсолютно ровная поверхность. Но на дороге может быть вода - значит делаем ламели для ее отвода. Плюс еще ряд моментов, опять же ориентированных на теплый и горячий ровный сухой и мокрый асфальт. Если взять любой тест современных летних шин, то у всех шин в верхней части списка будет написано, что на грунтовке они ведут себя весьма хреново.
Советские шины делались в расчете на то, что ездить на них будут по разбитому асфальту, грунтовке, песку, а также грязи летом, а кроме того по снегу и льду зимой, потому что на сезонную замену резины никто не ориентировался. При этом никто и не расчитывал, что на этих шинах будут ездить быстрее 100 км/ч.
Таким образом, в СССР выпускали всесезонные вседорожные шины, расчитанные на применение в любых условиях. Естественно, при этом такие универсальные шины значительно уступали в любых условиях специализированным шинам, расчитанным именно на эти условия, зато превосходили их в тех условиях, на которые эти специализированные не были расчитаны.
Во-вторых, зимой ездили таки на них весьма хреново. Да, резина сохраняла сцепные свойства при отрицательных температурах, протектор кое-как цеплялся и греб по снегу, но ездили очень медленно и аккуратно, часто скользя и буксуя. Благо, машин тогда было ОЧЕНЬ мало, а большинство зимой вообще не ездило - улицы большую часть дня были просто полупустые - абсолютно прав Илья Н.
В-третьих, тогда таки была жутко дефицитная зимняя резина "Снежинка" - счастлисчики, которым удалось ее урвать, ездили на ней зимой с гораздо бОльшей уверенностью и контролем, чем остальные.
Ну и в-четвертых. Известный автожурналист и автогонщик Олег Богданов в своей книге "Трамплин - полет" рассказывает о том, как нащим раллистам приходилось выступать на зимних гонках на нешипованных шинах (не летних) из-за отсутствия шипованных - и ездили при этом так, что соперники не могли поверить, что шины не шипованные. На резонный вопрос "зачем" нашим правду отвечать по понятным причинам не хотелось, поэтому гордо врали "для повышения мастерства". На что соперники интересовались, не прыгают ли, случайно, совтские парашютисты "для повышения мастерства" без парашютов. Тем не менее, как только появилась возможность, все раллисты переходили на шипованную резину - потому что, как Богданов писал в другой главе, профессионал за рулем работает, а не развлекается, демонстрируя окружающим свою крутость - поэтому едет максимально безопасно с большим запасом и без риска. И правильный выбор резины - один из важнейших факторов этой безопасности.
Так что не стоит ссылаться на исторический опыт, особенно если не владеете в достаточной степени информацией, а только слышали звон.