Напишу здесь отзыв о некотором опыте использования маленького литий-титанатного аккумулятора в паралели с обычным автомобильным. Услышал о такой штуке от
BabayS, который несколько лет назад поставил такой себе, упоминал об этом и на АС, ну и на профильном форуме хонда элемент обсуждал немало
(в этой теме). А тут у меня окончательно вызрела необходимость замены аккумулятора. Еще прошлой зимой он начал (хотя начал может и до этого, но осознанно заметил тогда) высаживался в ноль при простое в 3-5-7 дней (в зависимости от мороза). Летом проявлялось сопоставимо. Если машиной не пользовался больше недели-полутора то почти гарантированно аккумулятора хватало в лучшем случае открыть замок, на хоть какую то прокрутку стартера уже не оставалось. При постоянной эксплуатации так то для завода хватало (благо двигатель запускается легко и с первой попытки всегда), поэтому дотянул до осени и в зиму уже решил менять. Еще подумал о альтернативе в виде литиевых повербанков с возможностью пуска двигателя (типа универсальный вариант, который поможет с несколькими машинами с подуставшими аккумами), правда как то это все ненадежно выглядело. Ну и в таком варианте с повербанком его пришлось бы постоянно таскать в собой, т.к. в машине держать не вариант при отрицательных температурах. И тут вспомнил о рассказе
BabayS. Уточнил у Сергея теущее мнение по прошествии пары лет эксплуатации - он только положительно отзывался. Решил купить попробовать.
Не совсем однозначно, конечно, такое решение с точки зрения затрат, т.к. ребята по наводке
BabayS минимальный такой аккум (2,9А/ч) продают за 7300р. На эти деньги можно полтора нормальных аккумулятора купить. Но зуд попробовать что то новенькое пересилил, купил.
Выглядит он примерно так
У меня в машине разместился примерно так
Сорри что не прикладываю фотки после установки, руки не дошли сделать. По длине он как раз равен ширине основного аккумулятора, по высоте немного поменьше (с учетом что стоит он на пластине-крепежке основного аккумулятора он все равно пониже оказывается), шириной сантиметров 7 (поменьше чем рамка на рисунке). Я его просто притянул быстросьемным ремнем к основному аккуму. Подключается болтами к клемам параллельно основному, на стороне купленного быстросьемным разъемом Андерсена (вариант на верхнем фото с черной крышкой). При необходимости легко вынимается из машины (отщелкнуть разъем Андерсена и пряжку ремня) и превращается в мобильный вариант (подсоединяются крокодилы с разъемом Андерсена).
Сам аккумулятор состоит из 5-и плоских элементов Toshiba scib 2.9 Ач. Литий-титанатные батареи отличаются от привычных литий-ионных тем что штатно держат очень высокие токи и на зарядку и на разрядку. Т.е., на примере купленного аккумулятора, его достаточно на минуту подключить к работающему двигателю и он примет в себя от генератора достаточно заряда для того что бы завести двигатель на машине с севшим основным аккумом. Ну и вторая важная особенность - литий-титанатные аккумы не боятся низких температур на улице, не теряют емкость и возможность принимать-отдавать высокие токи, не деградируют от холода. Кроме этого заявляется огромное колличество циклов зарядки-разрядки, в теории служить должны очень долго.
Теперь о впечатлениях от практики.
На НГ каникулах машина у меня простояла больше 3-х недель. Я был уверен что такой срок моя спарка точно не вытянет, основной сядет (он и летом неделю не выдерживал) и высосет маленький вспомогательный. Готов был при таких длительных простоях что придется прикуривать, благо конструкция для этого хорошо приспособлена: снял маленький, подошел к любой машине, попросил минутку подзарядиться, пошел заводить свой. Каково же было мое удивление когда машина завелась вообще без каких либо проблем, стартер крутил бодро и весело. В общем, пока впечатления сугубо положительные.
Немного расстраивает только цена. Отдельно элементы Toshiba scib 2.9 Ач я нашел по цене 400р/шт, соответственно 2тыс за 5шт. По идее еще нужен балансир, но из моего изучения темы (уже после покупки
) вынес что конкретно с этими элементами можно обойтись и без него (соответсвенно не знаю стоит ли балансир в мосем аккумуляторе). Корпус и фурнитура купленного аккумулятора весьма качественные и добротные, самостоятельно в единичном экземпляре бюджетно так сделать мне бы было не легко. Но разница между 7300 и 2000 за элементы, конечно, заставляет задуматься. Я, как то, сначала купил а потом взялся вникать и изучать тему
Если бы сложилось в обратном порядке то подумал бы, наверно, о том что бы самому сделать.