Рынок ОСАГО оказался на пороге самого серьезного кризиса в своей десятилетней истории. Крупнейшие страховщики заявили, что бизнес становится убыточным из-за недобросовестных компаний и низких тарифов. В итоге РСА запретил отгрузку полисов 14 страховщикам, которые теперь, скорее всего, уйдут с рынка. Страховщики просят повысить стоимость полисов на 50—70% и не распространять действие закона «О защите прав потребителей» на ОСАГО. Власти пообещали пойти навстречу страховщикам, но призвали их повышать качество услуг.
В четверг у здания Российского союза автостраховщиков (РСА) выстроилась вереница представительских автомобилей: черные Audi, Mercedes, Range Rover и даже Rolls-Royce, окружённые коренастыми мужчинами, которые, скорее всего, ожидали топ-менеджеров и акционеров крупнейших страховых компаний. Впервые с начала действия ОСАГО почти все влиятельные игроки рынка встретились за одним столом в присутствии прессы.
«У нас есть желание высказаться», — заявил присутствующим глава РСА Павел Бунин. «Ситуация сложилась очень сложная, — сказал, в свою очередь, председатель совета директоров «РЕСО-Гарантии» Сергей Саркисов. — Не мы в этом виноваты, но можем оказаться крайними».
Дело в том, что уже в пятницу в Госдуме начнут рассматривать поправки к закону об ОСАГО, согласно которым верхний лимит выплат по «автогражданке» увеличат со 120—160 до 400—500 тысяч рублей. Одновременно поправками предлагалось повысить стоимость полисов ОСАГО на 25% (сейчас базовая стоимость полиса ОСАГО составляет 1980 рублей).
Однако во вторник замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что подготовленный законопроект не потребует увеличения страхового тарифа. Это при том, что ровно за неделю до этого страховщики направили российским властям письмо с требованием поднять стоимость полиса не на 25%, а на 50%.
Первый вице-президент ООО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров заявил, что стоимость полиса ОСАГО необходимо увеличить на 50—70%. «Хотят, чтобы мы собрали рубль, а раздали два», — пояснил он сложившуюся ситуацию на рынке.
«Если тарифы не поднимаются, а лимиты вводятся, то эти изменения означают отрицательную маржу на рынке ОСАГО, — добавил глава «Ингосстраха» Александр Григорьев. — Финансово неустойчивые компании лягут на наши компенсационные фонды». Компенсационный фонд РСА наполняется за счет трехпроцентных отчислений, которые производит каждый участник рынка ОСАГО. Деньги из этого фонда направляются автовладельцам, в случае если страховщик разорился.
За десятилетнюю историю «автогражданки» в России обанкротились 78 страховых организаций. За это время за них потребителям РСА перечислил почти 18 млрд рублей. В итоге всего в фонде осталось 6,5 млрд рублей, которые уже в ближайшее время могут быть исчерпаны. Согласно реестру РСА, на сегодняшний день на рынке страхования ОСАГО работают 106 компаний. В четверг правление РСА приняло беспрецедентное решение о запрете на отгрузку бланков полисов ОСАГО 13 компаниям, находящимся в самой высокой группе риска. Среди них «Россия», «Москва», «Югория».
По данным союза, эти 13 компаний уже задолжали страхователям более 12 млрд рублей, то есть сумму, которая почти вдвое больше оставшихся в фонде средств.
Более того, страховщики назвали ОСАГО финансово несбалансированным видом страхования, и если власти не пойдут на уступки, то крупнейшие игроки создадут альтернативный РСА союз. «Мы не готовы платить за финансово необеспеченные компании», — сказал один из участников встречи.
Еще одна серьезная претензия страховщиков касается закона «О защите прав потребителей». Дело в том, что в июне прошлого года вышло постановление пленума Верховного суда (ВС) № 17, согласно которому отношения между страховщиками и страхователями должны подпадать под действие закона ОЗПП. В итоге автовладельцы получили право судиться со своей страховой компанией по месту жительства, а не по месту регистрации компании, как раньше, при этом их освободили от уплаты госпошлины. Кроме того, в пользу автовладельцев стал взыскиваться штраф в размере 50% от присужденной суммы, а также компенсация за моральный вред за неправомерную задержку выплаты страховой суммы.
После этого решения Верховного суда пострадавшим автовладельцам стало заметно проще получать со страховщиков деньги. Те, предпочитая не доводить дело до суда, стали производить выплаты в полном объеме и вовремя. Кроме того, по ОЗПП страховщика обязали выплачивать моральный вред за несвоевременность страховой выплаты.
«Защита прав граждан превратилась в повальное взыскание со страховщиков штрафов, пеней, морального вреда без попытки судов разобраться в сути взаимоотношений, регулируемых законодательством об ОСАГО», — пожаловались страховщики. В итоге это привело к тому, что выплаты страховщиков по решению судов выросли в полтора-два раза по сравнению с нанесенным ущербом, а доля выплат страховщиков по решению судов стала доходить до 30% от общего количества выплат.
В среднем страховщики заключают 30 млн договоров в год, из них по двум млн наступают страховые случаи.
В итоге сбор страховых премий по ОСАГО в 2012 году увеличился на 13% — до 120,9 млрд рублей. При этом выплаты по автогражданке выросли на 8,6% и составили 61,971 млрд рублей. На просьбу журналиста «Газеты.Ru» пояснить автомобилистам, куда делись остальные деньги, вызвался один из самых известных предпринимателей страхового рынка — Сергей Саркисов. «Представьте, мы закончили (работать) с ОСАГО, — привел пример Саркисов. — На 120 продали, 60 выплатили. В течение еще года люди к нам будут приходить за убытками. В течение этого года, не получая ни копейки, будем выплачивать эти деньги». Кроме того, по словам бизнесмена, большие деньги уходят на ведение дела, на выплаты в компенсационный фонд, на содержание РСА, на создание других резервов, а также на судебные издержки.
«Мы прекрасно понимаем, что когда выплаты увеличатся, то необходимо поднимать и тарифы по ОСАГО, тем более они не менялись десять лет (повышались только коэффициенты по отдельным регионам)», — заявил «Газете.Ru» на условиях анонимности федеральный чиновник.
Собеседник подчеркнул, что в дискуссии среди правительственных и независимых экспертов по поводу повышения стоимость полиса ОСАГО эта планка варьируется от 25% до 50%. Для этого потребуется отдельное постановление правительства.
Дело в том, что действием закона ОЗПП на ОСАГО стали пользоваться многие юридические компании, которые создали на этом отдельный бизнес. Они засуживают страховщиков, однако штрафные санкции идут не потребителю, а именно на оплату услуг этих юристов.
«Также мы прекрасно понимаем, что сейчас закон «О защите прав потребителя» бьет по страховщикам. И мы будем решать этот вопрос», — добавил источник. Поэтому вместо закона ОЗПП для ОСАГО будет создаваться другой механизм, который бы защищал потребителей. Для этого нужно создание института финансового омбудсмена. К нему граждане смогут обращаться, и он своим решением в досудебном порядке сможет налагать санкции на страховые компании. Выплата полностью пойдет в пользу потерпевшего. С другой стороны, страховщики должны предлагать более качественный продукт, — продолжил федеральный чиновник. — У нас на авторынке не очень много хороших страховых компаний, и они затягивают сроки выплат, понятно, что на них подают суд».
В конце прошлого года Минфин опубликовал правительственный проект закона о финансовом омбудсмене. Как ранее сообщала «Газета.Ru» в существующей версии (сейчас находится на доработке) один из главных спорных моментов концепции правозащитного института в финансовой сфере трактуется в пользу банков и страховых компаний. Решения омбудсмена не будут обязательны к исполнению, за нарушения грозят публикация на сайте и штрафы при наличии судебного решения.
http://autorambler.ru/journal/events/24.02.2013/560981759/