Счётная палата: проект SuperJet может оказаться неконкурентноспособным, а траты на него госсредств на него неэффективными
25.04.2013. СП: объем бюджетных ассигнований на подпрограмму «Малая авиация» является недостаточным для решения накопившихся проблем в сфере малой авиации
19 апреля с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки результативности исполнения федеральными органами исполнительной власти общегосударственных программных документов, в части обеспечения развития авиационной техники в интересах региональных и местных авиаперевозок. С сообщением выступил аудитор Сергей Рябухин.
На Коллегии отмечалось, что поставленные Президентом Российской Федерации задачи развития авиастроительной отрасли, расширения парка самолетов отечественного производства, региональных и местных авиаперевозок и аэродромной и аэропортовой инфраструктуры к настоящему времени решены не в полном объеме.
Так, на разработку региональных самолетов в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года» из федерального бюджета с 2002 по 2012 годы было направлено около 17 млрд. рублей. Финансирование малой авиации ФЦП не предусматривалось, однако в рамках поручения Правительства в 2010 и 2011 годах за счет средств ФЦП было профинансировано проведение научно-исследовательских работ на общую сумму 387,5 млн. рублей. В нарушение порядка разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ данное решение не было оформлено - соответствующее изменение в ФЦП не внесено.
Однако, практически при полном ежегодном освоении выделенных средств, ключевые показатели ФЦП не достигнуты. По итогам 2009 года из 26 целевых показателей и индикаторов ФЦП значения выполнены только по 14 позициям, в 2010 году из 26 показателей по 12 позициям, в 2011 году - из 23 показателей по 14 позициям. Одной из причин такой ситуации стала задержка на несколько лет программы создания самолета Sukhoi Superjet 100 относительно запланированных сроков. Это
может оказаться критичным для их коммерческой эффективности и в результате, несмотря на заявленные характеристики, российские авиационные проекты окажутся неконкурентоспособными, а вложенные в них государственные средства окажутся неэффективными затратами. Проверка показала, что запланированный в рамках новой государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» объем бюджетных ассигнований на подпрограмму «Малая авиация» в объеме 9,1 млрд. рублей является недостаточным для решения накопившихся проблем в сфере малой авиации.
Одним из перспективных направлений развития малой авиации в России в соответствии Посланием Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года является закупка иностранных технологий с последующим развертыванием производства на территории России. Однако до настоящего времени отсутствуют утвержденные критерии и правила оценки инвестиционных проектов создания и производства новых самолетов, и
фактически Минпромторг и Минтранс России оказывают государственную поддержку проектам, в рамках которых за государственные средства планируется закупать не новые иностранные авиационные двигатели, авионику, иностранные воздушные суда и уже далеко не новые технологии. Одним из примеров подобной ситуации является проект модернизации самолета Ан-2. Анализ данного проекта показал, что его реализация не решает задач по возрождению в России малой авиации. В этой связи было отмечено отсутствие системного подхода к государственным инвестициям в авиастроительную отрасль и их низкую эффективность.
Коллегия решила направить информационное письмо Президенту Российской Федерации и представления в Минпромторг России, Минтранс России и Росавиации. Отчет направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
25 апреля 2013 года
http://www.ach.gov.ru/ru/news/25042013/