В начале последнего месяца лета на Украине может быть введено военное положение. Об этом украинским СМИ сообщили источники, близкие к администрации президентаПорошенко.
«По состоянию на 1 августа на Украине будет объявлено военное положение. Иначе нельзя. Люди погибают, имеют тысячи обязанностей и никаких прав. Если это продолжать, военного переворота и нового Майдана не избежать. Война — значит война «, — рассказал неназванный депутат от блока Петра Порошенко, добавив, что не стоит бояться военного положения, «ведь с ним, наоборот, будет порядок».
«Пока военные погибают, защищая Украину, в мирных городах гуляют, празднуют с салютами … Ночью молодежь скачет на дискотеках. Это не дело. Должно быть по морали и по закону «, — заключил нардеп.
Напомним, вторник, 19 июля, пресс-служба Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины сообщила со ссылкой на секретаря ведомства Александра Турчинова, о том, что ведомство готово рассмотреть вопрос о введении военного положения в стране «в связи с обострением ситуации в Донбассе».
«Непрекращающиеся обстрелы с применением мощного оружия, современных средств наведения и коррекции огня приводят к значительным потерям среди наших военных. За последние сутки мы потеряли семь военнослужащих, 14 — ранены», — заявил Турчинов.
Он добавил, что Киев через дипломатические каналы проинформировал западных партнеров о фактах нарушения минских договоренностей. «В случае продолжения этих опасных тенденций, Украина будет принимать все необходимые меры для защиты целостности нашей страны и безопасности граждан, вплоть до внесения в повестку дня СНБО вопрос о введении военного положения», — заключил Турчинов.
Военное положение — особый правовой режим, при котором для трудоспособных граждан вводится трудовая повинность и нормированное обеспечение продуктами и лекарствами. Военнослужащим разрешается временно изымать у граждан любое имущество, в том числе автомобили. В период военного положения запрещается вносить изменения в конституцию, проводить митинги и шествия.
Согласно украинскому законодательству, указ о введении военного положения подписывает президент страны после предложения СНБО, после чего его утверждает Верховная Рада.
Напомним, в пятницу, 15 июля, Горсовет Житомира обратился к Верховной Раде и президенту с просьбой признать войной операцию в Донбассе и не допустить проведения выборов на неподконтрольных Киеву территориях региона.
«Депутаты призывают, в частности, признать войной антитеррористическую операцию на востоке Украины, для чего подготовить и принять парламентом соответствующий закон. В документе отмечается, что, по мнению депутатов Житомирского городского совета, сейчас на Украине ни при каких обстоятельствах нельзя проводить выборы на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей». За решение обратиться к властям страны проголосовали 22 из 42 депутатов горсовета.
«Мы уже два года запрещаем нашим воинам стрелять, а они при этом каждый день гибнут. Вы посмотрите сколько „грузов 200“, „грузов 300“ каждый день», — заявил автор обращения, депутат Александр Рыбак, добавив, что части Донецкой и Луганской областей должны быть признаны оккупированными Россией.
Депутаты также потребовали отказаться от проведения предусмотренных минскими соглашениями выборов на неподконтрольной Киеву части Донбасса до восстановления контроля над границей. Парламентарии также настаивают на прекращении торговли с самопровозглашенными республиками.
Политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин уверен, что Киев ищет повод отказаться от реализации Минских соглашений.
— Понятно, что переход к мирному урегулированию сильно ударит по позициям Турчинова, который вообще рискует отказаться за пределами «большого» политического процесса, который в случае перехода к реализации Минских соглашений, примет совсем другой характер. Возможно, Турчинов таким образом пытается шантажировать Порошенко, чтобы получить какие-то гарантии для себя лично. Но нужно учитывать, что и сам президент хорошо понимает, что выполнение Украиной обязательств, вытекающих из минских договоренностей, может серьезно подорвать его позиции.
Украина не в силах вести масштабные боевые действия, и не собирается этого делать. Кроме того, власть хорошо понимает, что возобновление боевых действий вызовет резкое недовольство США и Германии. Но нагнетание напряженности, насколько можно понять, позволяет оттянуть реализацию Минских соглашений. Пока продолжаются вооруженные столкновения, не может быть и речи ни о проведении выборов, ни даже о принятии закона об амнистии. А именно это и представляет наибольшую опасность для Порошенко.
«СП»: — К чему Киев все эти два года последовательно склонял региональные власти к объявлению России «страной-агрессором»? Как объяснить, что войны нет, а агрессия есть?
— Склоняли, главным образом для того, чтобы получить возможность для давления на своих политических противников. Понятно, что для представителей Оппозиционного блока или левых партий публично признать Россию агрессором — значит утратить значительную часть своих сторонников. А в случае отказ от признания власть могла бы их объявить предателями.
«СП»: — В случае, если военное положение все же будет введено, какие последствия ждут Украину? Может ли оно быть использовано для закручивания гаек абсолютно во всех сферах общественной, экономической и политической жизни?
— Власть хотела бы несколько «подморозить» политический процесс, прежде всего, получить повод для запрета массовых протестных акций. Кроме того, в случае военного положения не может быть и речи о проведении досрочных парламентских и президентских выборов. А это значит, что всем олигархам пришлось бы договариваться с властью. Некоторые, как известно, сейчас пытаются давить на нее, угрожая досрочными выборами. Подобное поведение стало бы невозможно. Кроме того, резко снизилось бы влияние представителей «донецкого» клана, которые начинают постепенно возвращаться в политику.