Недавно мне на глаза попалась любопытная информация. 325 563 фунта стерлингов (больше 165 000 долларов) было взыскано за прошедший год с лондонских полицейских за нарушения правил дорожного движения. Полицейских там штрафуют беспощадно. Даже находясь на службе, они платят штрафы наравне с обычными автолюбителями.
Наша страна ничем подобным похвастаться не может. Зато по размаху коррупции мы явно в передовиках. Объем взяток на российских дорогах за год оценивается экспертами фонда "Индем" в 1 млрд долларов. Возможность откупиться от любого наказания, уверенность в своей безнаказанности приводят к тому, что на наших дорогах процветают лихачество, бескультурье, пьянство и, что самое страшное, растет аварийность.
Лечить все болезни руководство ГИБДД предлагает единственным известным ему способом — ужесточением наказания. Но без профилактики аварий, обеспечения равенства граждан перед законом и неотвратимости наказания повышение санкций ведет не к наведению порядка на дорогах, а лишь к новому витку произвола и коррупции. Поэтому ужесточению санкций должна предшествовать реформа ГИБДД.
В наших общих интересах превратить эту службу в полноценную дорожную полицию, переориентировать ее на оказание помощи участникам дорожного движения, предупреждение нарушений и аварий, а также обеспечение бесперебойности движения. Для этого прежде всего необходимо освободить ГИБДД от избыточных функций — таких, как проведение технического осмотра, регистрация автомобилей, выдача водительских удостоверений и поставить под жесткий государственный и общественный контроль.
От имитации борьбы с коррупцией государству давно пора перейти к решительному очищению ГИБДД от взяточников. И общественность готова в этом помочь. В Санкт-Петербурге автомобилисты выступили инициаторами акции "Осиновый кол", направленной на выявление и наказание "оборотней с полосатыми жезлами". Для фиксации фактов вымогательства участники акции были снабжены аудио- и видеоаппаратурой. Информация в каждом таком случае передавалась для расследования в службу собственной безопасности УВД города. По мере готовности акция распространится и на другие города.
И, конечно, ГИБДД необходимо укреплять как с точки зрения технического оснащения, так и кадрами. На достойную зарплату и серьезные социальные гарантии можно будет привлечь на работу толковых и грамотных ребят.
Вообще же зарплату инспектора надо привязывать к количеству ДТП и пробок на его участке. Вот тогда стражи наших дорог начнут заботиться о том, чтобы работали светофоры, освещались улицы, заделывались ямы, оперативно устранялись заторы. Такой эксперимент проводился в свое время в моей родной Перми и дал очень хороший результат.
Должен быть повышен статус и профессиональный уровень сотрудников автоинспекции. Не может считаться нормальной ситуация, когда многие из них не умеют регулировать дорожное движение, грамотно оформить протокол или составить схему ДТП.
Безусловно, давно пора внедрять видеоконтроль на дорогах. Это позволит исключить огульные обвинения водителей в нарушении правил дорожного движения и освободить их от назойливой и небескорыстной опеки людей в погонах.
И еще один важный момент. Сегодня у нас в стране действует система охраны правопорядка, никак не зависящая от воли тех людей, которых она призвана охранять. Поэтому так трудно добиться наказания конкретного сотрудника ГИБДД. Система сама себя защищает. На мой взгляд, люди, отвечающие за правопорядок, должны избираться. Вполне разумным было бы провести выборы начальников милиции и Госавтоинспекции на местах.
Виктор Похмелкин, председатель движения автомобилистов России
http://driverblogs.ru:80/articles/gibdd/2466/