из гуана конфетку не вылепишь, даже очень постаравшись
Еще раз - практически все компакты под маркой Шевроле разработаны Дэу.
Проблема не в гуане, а именно в менеджменте.
Не могу с Вами согласиться. На этот процесс воздействует слишком много факторов.
Само собой.
Просто в Хёндэ их учли и наиболее грамотно поступили в складывающихся условиях. Поэтому Хёндэ и достиг того, что имеет. Сами же говорите, что
А вот с остальными произошла обычная история, подробно разобранная в своё время т.т. Марксом и Лениным.
Так, давайте еще раз:
У той же Кореи была весьма разумная политика в автомобилестроении. Ограничение импорта, ориентация на экспорт, использование сложившихся экономических условий с максимальной пользой для развития своего производства.
Итак, основные факторы: ограничение импорта и ориентация на экспорт.
Что это значит? Ограничение импорта создает тепличные условия для развивающейся отрасли, обеспечивая гарантированную отбивку инвестиций (что есть плюс), но при этом резко ограничивая поле конкуренции, которая является основным стимулом для совершенствования продукции. Производитель лишается того камертона, по которому надо настраивать свой модельный ряд. В пределе получаем АвтоВАЗ, десятилетиями выпускающий одну и ту же копейку, потому что и так купят - сравнивать не с чем. Именно этот фактор и затормозил развитие Самсунга, который тупо штамповал то, что даст Ниссан-Рено, не особо утруждая себя собственными разработками. Тот же фактор тормозил и Ссан-Йонга, которые тупо штамповал своих уродцев, абсолютно не понимая, что именно этот оригинальный дизайн в первую очередь блокирует продажи.
Теперь пару слов про ориентацию на экспорт. Это что имеется ввиду? Автопром ориентирован больше на экспорт, чем на внутренние продажи? Так не было этого. Корейский автопром изначально строился на заполнении внутреннего рынка иностранными моделями собственной сборки по лицензии с дальнейшей разработкой на их базе собственных моделей путем постепенного усовершенствования. Кому на фиг за рубежом нужны плохие копии, если есть хорошие оригиналы?
Немножко истории корейского автопрома.
1962 год. Правительство Кореи принимает Automotive Industry Promotion Law - Закон о развитии автомобильной промышленности: полный запрет на импорт автомобилей и государственный отбор с субсидированием местного производителя, которому будет разрешено "производить" автомобили. Выбрали компанию Sammi Corporation. Правда, ненадолго - другая контора (Saenara Motors) сунула кое-кому денежку и стала "избранной". Саенара заключает договор с Ниссаном: японцы дают 35 мегабаксов на строительство с нуля завода, на котором будут собираться из СКД Датсун Блюберд. Саенара накидывает еще один конец и имеет прибыль практически в 100%. Правда, вскоре в стране закончилась валюта, и закупку импортных комплектов запретили, и Саенара обанкротилась. Тогда некая Shinjin Industrial Company тоже дала кое-кому денежку - и стала "избранной". Для начала они взяли три сотни оставшихся от Саенары кузовов и засунули в них оставшиеся от войны движки от джипов. После чего договорилась с Мицубиси о сборке из СКД модели Голд. Успели собрать только 100 штук - получили по башке за нарушение запрета об импорте готовых узлов, поэтому с Мицу расплевались и связались с Тойотой для выпуска Тойота Корона с 21% локализацией. Бабла загребли настолько немерено, что остальные компании резко завопили "мы тоже хотим" - опять поменяли закон, разрешив нескольких автопроизводителей в стране - так появились Хендэ, Киа и Азия Моторс. Поскольку сами они ничего не могли, то каждый скорешился с кем-то из продвинутых иностранцев и начал выпускать его модели. Так, Хендэ "дружила" с Фородом и выпускала Форд Кортина. Киа выпускала мазды, а Азия - фиаты.
В 1972 Тойота решила, что Китай интереснее Кореи, и продала свою долю ДжиЭму - так возник ДжиЭм Корея. Правда, в 1976 из-за финансовых трудностей Шинджин продал свою долю банку, которая в 1982 досталась таки группе Дэу.
Кстати, в 1974 Шинджин создал еще одну фирму - Шинджин Джип Моторс - совместную с American Motor Company для выпуска джипов. В 1979 ЭйЭмСи попросили покинуть корейскую компанию, а в 1984 ее прихватила Донг-А Мотор, которую в 1986 съел Ссан-Йонг, решив тоже заняться автомобилями.
Возвращаемся в 1975 - великий год для Кореи. Впервые удалось создать собственный корейский автомобиль, а не собрать иностранный. И это Хендэ Пони. Для этого пришлось назначить вице-президентом англичанина из Бритиш Лейланд, заказть дизайн итальянцам из Италдизайн, взять движок и трансмиссию от Мицубиси (лицензионные),купить во Франции прессы, взять иностранные кредиты - в общем, корейского там практически ничего не было. Но тем не менее. Пони даже удачно экспортировали - в Колумбию, Венесуэлу и Эквадор.
А тут до Кореи добрался энергетический кризис - и всем автопроизводителям резко поплохело, потому как местный рынок схлопнулся. Чтобы как-то выжить, корейским автопроизводителям запретили конкурировать между собой и порекомендовали продавать машины за границу. Кроме Хендэ, у которой была собственная модель, больше никто суваться не мог. Тамк что Хендэ поставила на Пони цену пониже и под именем "Зашибись" пихнула в Штаты - там они попали сразу в два списка - лучший выбор и худший выбор. В первый из-за халявной цены, вот второй из-за ужасного качества. Изначально бешеные продажи создали Хендэ и всем корейским производителям заодно настолько отрицательный имидж, что отмываться пришлось долго.
В общем, закрытый рынок привел к тому, что корейский автопром два десятилетия не развивался, пользуясь купленными технологиями, в результате чего так и не вышли на стабильный уровень. Показательно, что выжила именно та компания, которая первой попыталась создать что-то свое.
Попытка выйти на экспортный рынок с дешевой, но сырой моделью, нанесла серьезный удар по имиджу всей национальной индустрии, потребовав больших финансовых и временных затрат на преодоление отношения к корейским автомобилям "дешево, но очень сердито".
Так что Хендэ выжила не БЛАГОДАРЯ такой политике, а вопреки ей.
Сейчас, кстати, примерно по тому же пути идет Китай (закрытый импорт и активный экспорт) - но они набивают собственные шишки, пытаясь тупо копировать дизайн элементов, не пытаясь разобраться в сути примененных технических решений.