Статистика разрушает миф об эффективности мер правительства Высокая самооценка российских властей, пытающихся доказать обществу эффективность предпринимаемых ими в рамках борьбы с кризисом шагов, не находит статистических подтверждений. Вчера консалтинговая компания ФБК опубликовала исследование, в котором на основе объективных показателей сравнила эффективность антикризисной политики восьми стран – России, Украины, Казахстана, Франции, Канады, Германии, Великобритании и США. Выяснилось, что хуже, чем Москва, с кризисом борется только Киев.
«Судя по скорости ухудшения основных экономических показателей, борьба с кризисом в мире получается не очень успешной. После каждой встречи «большой двадцатки» преобладают восторженные оценки, но факты свидетельствуют об обратном», – заявил вчера директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, представляя расчеты нового индекса антикризисной эффективности. При этом выясняется, что хуже, чем в России, из восьми исследованных стран с кризисом борются только в Украине. Впрочем, это обстоятельство не мешает отечественным чиновникам рапортовать об успехах и высокой эффективности их антикризисных действий.
Так, в программе антикризисных мер российского правительства утверждается, что предпринятые в октябре–декабре 2008 года меры «позволили не допустить разрастания кризиса». Между тем факты, по мнению экономиста, свидетельствуют об обратном: если в сентябре 2008 года объем промышленного производства вырос в России на 6,3% по сравнению с сентябрем 2007 года, то уже в январе 2009 года промпроизводство упало на 16%, в феврале – на 13,2%, а в марте – на 13,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такое падение показателей промышленности, по мнению Николаева, как раз и говорит о разрастании кризиса, реально противопоставить которому власти ничего не могут.
Чтобы максимально избежать субъективных оценок при проведении исследования, аналитики ФБК положили в основу своего индекса динамику объективных показателей. Среди них не только ВВП и уровень промпроизводства, но и другие индикаторы – в частности, динамика безработицы и реальной зарплаты, оптовых и розничных цен, инвестиций в основной капитал, фондовых индексов, золотовалютных резервов, а также внешнеторгового оборота и оборота розничной торговли. Сводный показатель антикризисной эффективности для каждой страны – это сумма ежемесячных изменений всех названных показателей, взятых с соответствующими весовыми коэффициентами. Отрицательные значения антикризисного показателя страны говорят о том, что состояние ее экономики хуже, чем в среднем по группе государств. А положительный антикризисный индекс – это признак более высокой устойчивости по сравнению с другими странами.
Последние расчеты антикризисной эффективности за январь 2009 года показывают, что наихудшие значения этого индекса из восьми оцениваемых стран у Украины (минус 1,083) и России (минус 0,6). У Казахстана – ближайшего соседа России по рейтингу – январский показатель антикризисной эффективности положителен (0,059). И этот факт, по словам Николаева, свидетельствует о том, что антикризисная эффективность в Украине и в России не просто хуже, а существенно хуже, чем в других сопоставимых странах.
«Эффективность – это отношение результата к затратам. Поэтому было бы правильно включить в расчет индекса и стоимость национальных антикризисных программ», – считает руководитель «Экономической экспертной группы» Евсей Гурвич. По его мнению, в ближайшие месяцы заметного улучшения экономических показателей ожидать не стоит, поскольку экономика еще и в апреле будет лежать на дне.
источник