так китайцы то и не закрывались от других, они стараются копировать все, что они считают хорошим. какое это тогда отделение от всех? ты пойми, чисто теоретически, отделиться можно и закрыться стеной, перед этим собрав все передовые технологии, знания и тд и тп. но дальше пойдут уже другие проблемы: освоить и развивать полученные технологии, а это уже культура образования, чтобы воспитать новых специалистов. Передача знаний это далеко не быстрый процесс, не говоря уже об освоении технологий например того же Бостон Дайнэмикс (кто роботов сейчас ахрененских клепает). Как ни прискорбно,
но мы и тут отстали просто пепец как, хотя как сейчас помню, когда еще мелкий был, были такие журналы "техника молодежи", "юный техник", "радио" наконец зачитанные мною до дыр. Какие там штуки то лепили... Ну это я ушел от темы. Короче, научились конструировать, но теперь надо еще научиться и делать это все: китайцы при всей своей усидчивости пока не могут скопировать наш авиадвигатель на свои военные самолеты (в соседней теме товарищ SKA хорошо рассказывал), а уж что-что, а китайцы упорные что пепец. Рано или поздно они это сделают, но сколько сил и денег они на это кладут. При этом производительность их труда (как и цена) отменная. Кстати, за китайцев. Я достаточно много мотаюсь по миру (носу трехсемерешному "привет") и могу рассказать следующее: в школах (детских), где высокий процент азиатов, практически всегда рейтинг школы близок к идеальному (в районе 8-9 по 10и бальной шкале). Объясняется просто: у детей нет детства, их заставляют учиться с утра до ночи, они зубрят все и вся. Даже если чего то не понимаешь, зубрят и зубрят. Но на тестах и экзаменах поэтому получают высокие балы. Среди моих знакомых также есть очень много ребят, выходцев из азии и могу сказать что они специалисты в своей области что надо.
Короче закрыться можно, построить тоже что то можно, но получится ли что то из этого хорошее - открытый вопрос.
ЗЫ Кстати да, у китайцев тоже было закрытая система, и тоже из этого ничего не вышло.