"Разместил резюме на сайте, а откликов нет", - жалуется один соискатель. "Рассылаю письма работодателям - никто не отвечает", - поддерживает его другой. Казалось бы, есть столько советов о том, как написать резюме, все разложено по полочкам - надо только воспользоваться, но, тем не менее, многим этот процесс представляется затруднительным. Попробуем разобраться, почему.
Безответное резюме
Дело техники
Первая и самая простая проблема, которая может стать между соискателем и его будущим работодателем, – это технические сложности. Поэтому не ждите ответов сложа руки, а попробуйте узнать, получают ли HR-специалисты ваши резюме, отклики и письма, и если да, то почему на них нет ответа. Решить эту проблему можно несколькими способами.
1. Создав свое резюме на сайте, не забудьте проверить, активно ли оно и кому из работодателей доступно для чтения. Если вы не хотите, чтобы ваш начальник случайно увидел, что вы подыскиваете работу, выберете пункт «компаниям, зарегистрированным на HeadHunter, кроме...» либо перечислите только те организации, в которых хотели бы работать: «только перечисленным компаниям».
2. Время от времени пересматривайте и редактируйте резюме, дополняйте его новыми реализованными проектами.
3. Просто разместить резюме на сайте и ждать, когда его заметит потенциальный работодатель, недостаточно. Необходимо отправлять его на заинтересовавшие вакансии. Чтобы менеджер по персоналу обратил внимание на ваше резюме, важно учесть то, какими он видит ваши отклики. В комментариях подробно разобраны примеры, которые приводили сами соискатели, поэтому не оставьте их без внимания!
4. Обязательно корректируйте резюме под каждую вакансию и не забывайте о сопроводительном письме: его содержание – хороший шанс занять лидирующую позицию среди кандидатов.
5. Продублируйте резюме по электронной почте. Если работодатель не указал своей электронный адрес, то, зная название компании, найти его на официальном сайте не составит труда.
6. Отправляя письмо, сделайте запрос на получение: его можно поставить автоматически либо делать приписку «Подтвердите, пожалуйста, получение этого письма». Даже если в компании не принято держать обратную связь с соискателем – а это, к сожалению, очень распространенная практика, так как работодатели боятся исков за отказы в трудоустройстве – вы можете стать исключением, и вам ответят.
Напишите повторное письмо с вопросом о результате. Например: «Получили ли Вы мое резюме?» А вот формулировку «Дошло ли до Вас мое письмо?» лучше не использовать.
7. Перезвоните через некоторое время в компанию. В таком случае вы не только поймете, пришло ли ваше письмо, но и узнаете, почему оно осталось без ответа. В телефонном разговоре рекрутер может оказаться более откровенным, и тогда он укажет на ваши ошибки.
8. Съездите к работодателю и заполните анкету в отделе кадров. Для многих компаний это стандартная процедура. Анкета попадает в базу данных внешнего резерва компании, и, возможно, если не в этот, так в следующий раз к вам обратятся.
Резюме — это не просто автобиография соискателя или копия его трудовой книжки, а представление о самом себе как о работнике.
Вообще на этом этапе проявляйте как можно больше инициативы. Например, если компания размещает объявление не инкогнито, то вы всегда можете собрать о ней полезную информацию: например, какие еще вакансии существуют, как часто ведется набор, что думают о ней как о работодателе сотрудники. Обязательно зайдите на сайт: все, что там написано, пригодится вам и на собеседовании, и в дальнейшей работе, не говоря уже о том, что вы избавите себя от проблем, если организация ненадежна.
Если же все сведения о себе работодатель скрыл, то не спешите делать вывод о том, что это мошенники или маленькая фирма, у которой даже нет денег на свой домен. Нередко анонимные объявления дают наиболее крупные игроки рынка, чтобы избежать конкурентной разведки и не привлекать внимание тех, кто готов на все, лишь бы попасть в именитую компанию.
Проблема выбора
Вторая причина, по которой резюме чаще всего не получает ответа, – это несоответствие вакансии. Бывает так, что организация ведет массовый набор сотрудников сразу на несколько позиций. Кандидат, понимая, что ни на одну из них не подходит, но испытывая сильное желание работать именно в этой компании, отправляет туда резюме и думает, что HR-специалист сам подберет к его опыту нужную вакансию. К сожалению, подобный поступок дает не просто нулевой, а даже отрицательный результат. Во-первых, специалист по кадрам может запомнить такого человека, и негативное впечатление сохранится, а во-вторых, сам соискатель, увеличивая процент отказов, снижает свою самооценку.
Но бывает так, что соискатель осознанно отправляет резюме на вакансии, не соответствующие его предыдущему опыту, потому что хочет сменить род или сферу деятельности. В этом случае свою мотивацию следует изложить в сопроводительном письме. Объясните работодателю, почему это важно для вас, какие из необходимых навыков у вас уже имеются, а какие вы сможете приобрести. Пусть процент откликов здесь будет меньше, чем если вы отправите резюме на вакансию, релевантную опыту, но в компаниях, где нет возможности выплачивать сотрудникам большие зарплаты, вам будут рады. Поскольку даже не очень опытный, но сильно мотивированный специалист для работодателя привлекательнее, чем корифей, недовольный размером материальной компенсации.
Общие установки
Если вы уверены, что ваши письма приходят к работодателю, и вакансии вы выбираете, соответствующие вашей предыдущей трудовой биографии, то пришла пора перейти к разбору содержательной части.
Чтобы добиться успеха, вы должны понимать, что резюме – это не просто автобиография соискателя или копия его трудовой книжки, а представление о самом себе как о работнике. И содержит оно информации значительно больше, чем кажется на первый взгляд: это сведения о том, как человек относится к работе, что в ней считает важным, каковы его достижения. Если же кандидату не удается заинтересовать своим резюме потенциального работодателя, значит, что-то он делает не так, и в резюме чувствуется апатия, отсутствие интереса к выбранному виду деятельности, нежелание повышать свой профессиональный уровень. В результате у рекрутера создается впечатление, что вас не столько интересует работа, сколько просто какое-то место, куда можно ходить и получать зарплату.
Убедить его в обратном можно, если сделать так, чтобы резюме выглядело профессионально, а для этого надо подойти к вопросу очень ответственно. Что это значит:
- отведите на создание резюме несколько дней, ведь оно не пишется за один раз; вы можете вспомнить что-то новое о своих обязанностях на прошлых работах, улучшить формулировки, убрать лишнее;
- покажите готовый результат кому-нибудь, кто задействован в кадровой сфере, имеет филологическое образование или сделал хорошую карьеру;
- попросите их высказать свое мнение о том, какого человека они видят за этим резюме;
- не забывайте корректировать текст для каждой вакансии, указывайте свои цели; делайте акценты на совпадающем опыте, подчеркивая именно то, что требуется; не перегружайте его несущественной информацией;
- посмотрите чужие резюме на сайтах по поиску работы, подумайте, что в них понравилось бы вам, будь вы работодателем, а что – оттолкнуло бы;
- исправляйте резюме, если вас повысили: язык, формулировки, терминология – все это у руководителя отличается от того, что пишет рядовой работник; за строчками должен быть виден ваш системный подход, то, как вы шли к этой должности;
- почитайте ответы карьерных консультантов на темы разных резюме, попробуйте учесть их замечания или сами воспользуйтесь возможностью обратиться к специалистам.
Нарекания вызовут резюме, которые включают агрессивные или саркастические выпады по отношению к какой-то категории работодателей.
Очень многие соискатели, воспитанные в советское время, все еще думают, что скромность украшает, считают себя обычными и, соответственно, не могут раскрыть в резюме всех своих положительных качеств и представить имеющиеся достижения. Пример, описанный сотрудницей агентства недвижимости Светланой, в этом плане довольно показательный: «Я в основном искала работу через знакомых. На последнее место меня коллега переманила, поэтому с необходимостью составлять резюме я столкнулась впервые. Написала, как могла, перечитала и сразу же почувствовала неуверенность в себе... Вроде бы все нормально, но чего-то не хватает: все какое-то серое, стандартное. Откликов, разумеется, было не много и вовсе не от тех, от кого на самом деле хотелось бы – работу предлагали неинтересную, рядовую. Пришлось обратиться за помощью к сотруднице отдела кадров с одной из моих прошлых работ. Она вспомнила, что помимо основных обязанностей – консультирования клиентов, я вела базу данных, помогала в разработке рекламной кампании, участвовала в выставках, за что получила благодарность от руководства, вместе с начальником отдела составляла программу обучения молодых специалистов, а также семинаров по обмену опытом между сотрудниками с привлечением внешних консультантов и т.п. Все это она описала в таких словах, что я даже загордилась – такого соискателя я бы сама с радостью трудоустроила. Исправив сведения по остальным местам работы, я разослала новый вариант резюме. Уровень предложений сразу резко возрос, и в результате я выбрала компанию, где давно хотела работать».