Вот еще уточненная инфа про "Жигулевское пиво":
http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_36093.html БОРЬБА ЗА "ЖИГУЛЕВСКОЕ" И "ПРИМУ"
Российский рынок потребительских товаров за десять лет своего существования изменился до неузнаваемости. Отошли от дел недавние монополисты, снизилась прибыль во всех звеньях товаропроводящей сети, существенно переменились условия работы. Неизменным осталось лишь одно -- ожесточенная борьба российских компаний за товарные знаки советского периода. Забыв о былом сотрудничестве, отечественные производители буквально не на жизнь, а на смерть готовы биться за права на ту или иную марку.
ПЕНА НА ПИВЕ
Схема возникновения конфликтной ситуации вокруг известных отечественных марок во всех случаях одинакова. В советские времена товар под одним товарным знаком производили несколько предприятий отрасли, не задумываясь о правах на марку.
Затем в начале 90-х руководство одного из этих заводов зарегистрировало в "Роспатенте" название выпускаемых сигарет (пива, конфет, зубной пасты, порошка и т. д.) как собственную марку. Дальше все просто -- предприятиям-конкурентам рассылаются письма с требованием "прекратить производство или заключить лицензионное соглашение на использование товарного знака". Выбор у конкурентов невелик: платить, останавливать производство либо пытаться оспорить регистрацию. Именно по такой схеме развивался скандал вокруг "Жигулевского" пива.
Изначально пиво под этим названием производилось с 1880 года на самарском пивзаводе (ныне ОАО "Жигулевское пиво"). Как утверждают некоторые специалисты, в 30-х годах "Жигулевское" попробовал Анастас Микоян. Самарское пиво так понравилось партийному руководителю, что спустя менее года отечественная пивоваренная промышленность почти полностью перешла на выпуск самарской марки. Так, в советские времена доля "Жигулевского" в общем объеме выпуска достигала 90%.
В 1992 году руководство "Жигулевского пива" благополучно зарегистрировало своюмарку в "Роспатенте". Другие предприятия отрасли были извещены об этом, однако никаких санкций к ним тогдашнее руководство самарского комбината принимать не стало. Спустя некоторое время к власти на заводе пришел новый генеральный директор. И в 1999 году более 80 предприятий отрасли получили письма из Самары с требованием прекратить выпуск "Жигулевского" или заключить лицензионные договора. Размер "роялти", установленной комбинатом, составил 10% отпускной цены.
Естественно, большинство предприятий письмо проигнорировали. И тогда юристы "Жигулевского пива" развернули настоящую кампанию против пивокомбинатов в арбитражных судах. Суды вставали на сторону самарского предприятия. Ведь его права на брэнд "Жигулевское" были подтверждены регистрационным свидетельством. Заявления других пивоваров о том, что знаменитая марка принадлежит всей отрасли, в расчет приняты не были. Тогда
обиженные коллеги "Жигулевского пива", попытались в апелляционной палате при "Роспатенте" оспорить регистрацию слова "Жигулевское". Это удалось сделать лишь с третьей попытки. В результате сейчас любой пивзавод может производить знаменитое пиво. Однако считать конфликт вокруг самой знаменитой марки пива исчерпанным пока тем не менее нельзя. Юристы ОАО "Жигулевское пиво" готовят жалобу на решение апелляционной палаты в Высшую патентную палату. Так что пивоваров, скорее всего, ожидает еще один раунд судебных разбирательств
[..] /"Коммерсантъ", 20 сентября/