В Алтайском крае из-за дефицита бензина приостановили работу около половины из 700 действующих автозаправочных станций. Об этом сообщили в Алтайском топливном союзе. Там отметили, что кризис на топливном рынке региона возник из-за отказа компаний «Роснефть» и «Газпром нефть» отгружать топливо частным операторам и отпуска нефтепродуктов только на свои АЗС. «В результате в таких городах, как Бийск и Рубцовск, осталось по десятку работающих заправок, которые имеют запас топлива на 10-15 дней. Многие АЗС, не входящие в «Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт», прекратили продажу бензина за наличный расчет и отпускают его только по топливным картам, другие продают бензин по лимиту – не более 20 л в одни руки. Примерно такая же ситуация в крае с дизельным топливом», – отметили в союзе.
По оценкам организации, дефицит топлива в крае составляет несколько сот тысяч тонн, в связи с чем представители союза направили обращения в адрес краевых властей, а также президенту и председателю правительства РФ с просьбой разобраться в ситуации на топливном рынке. По данным главного управления сельского хозяйства края, для проведения посевной кампании регион сегодня имеет около 50 тыс. т дизельного топлива (65% от потребности) и около 15 тыс. т бензина (43%). Напомним, в настоящее время ОАО «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и «ОАО Газпромнефть-Алтай» поставляют в регион около 90% всего объема нефтепродуктов.
По данным AutoNews.ru, аналогичная ситуация сложилась и в ряде других областей – к примеру, в Брянской, Белгородской, Красноярской областях ощущается острая нехватка топлива, Аи-95 за наличный расчет вообще не отпускают. Частные небольшие АЗС в этих районах отпускают не более 20 л «в одни руки». При этом буквально за сутки в ряде регионов России стоимость топлива выросла на 4-7 руб. за литр.
Как пишет газета «КоммерсантЪ», дефицит стал закономерным итогом давления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на нефтекомпании: повышать цены внутри России они опасаются, а рентабельность экспорта растет. ФАС грозит нефтяникам, формально выполняющим все ее предписания, «высшей мерой ответственности». Топливный дефицит, признаки которого зафиксированы еще в десяти регионах РФ, подбирается и к Москве.
По данным газеты, ФАС весь 2010 год буквально терроризировавшая нефтяные компании поисками «согласованных действий» на рынке нефтепродуктов и миллиардными штрафами в адрес нефтяников, в феврале выдвинула, с ее точки зрения, решение проблемы недопущения роста цен – продажу 15% от объема производства нефтепродуктов каждой компанией на бирже. Все основные игроки выполнили это требование: теперь компании подчеркивают, что направление топлива, проданного на бирже, определяет покупатель. Впрочем, согласно биржевому обзору «Кортеса», средняя величина биржевых сделок компаний, достигших 15-процентной доли биржевых продаж, составила с начала апреля 1 тыс. тонн – столь крупный объем может позволить себе только очень крупный трейдер, что позволяет сомневаться в рыночном характере подобных сделок.
По мнению директора по развитию «Кортеса» Павла Строкова, нестабильность российского рынка неизбежно приведет к его регулированию на основе «формулы цены» – вряд ли нефтекомпании этого хотят. Но никакое госрегулирование не сможет изменить простейшую логику: при цене Аи-95 в рознице (Росстат, 11-17 апреля) в 23,4-23,5 руб. за литр и биржевой цене Аи-95 в 22,6 руб. за литр (середина апреля, СПбМТСБ) на долю всей цепочки от производителя до АЗС приходится 4% цены.
В связи с этим ряд крупных нефтяных компаний продали запасы нефти за рубеж, так как это выгоднее, нежели обслуживать внутренний рынок. Кроме того, свою роль в создании дефицита топлива сыграл и запрет на проезд большегрузного транспорта по ряду федеральных трасс – туда, где нет железных дорог, нефтевозы просто не могут проехать, а ряд перевозчиков и вовсе поставили машины на стоянки, дабы избежать гигантских штрафов за езду по трассам.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2011/04/26/1671536