Очередной взлет цен на топливо ждет автомобилистов осенью. Об этом заявляют сами нефтяники. По их словам, в пору отпусков стоимость бензина если и растет, то незначительно. Однако в сентябре, уверяют они, можно ожидать серьезного удорожания. И называют причины, по которым топливо стремительно становится «золотым»: во всем виноваты налоги.
С заявлением о том, что сейчас на топливном рынке все спокойно, выступил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. В интервью «Российской газете» он рассказал, что в августе «спрос на топливо всегда несколько снижается, и цены замедляют рост». Спрогнозировав при этом, что «осенью стоимость бензина может возрасти».
Его слова кажутся несколько странными, сильно контрастируя с реальным положением дел: только за последние два дня на нескольких столичных заправках топливо в среднем подорожало на 30 копеек. При этом инфляционный показатель, по данным Росстата, по итогам минувшей недели был равен нулю. То есть дело отнюдь не в инфляции. В целом она равна 5%, а бензин с начала года подорожал на 12,5%.
Геннадий Шмаль считает, что бензин постоянно растет в цене по другой причине. По его мнению, главная проблема – налоги, которыми облагается нефтедобыча. «У нас они довольно большие и составляют приблизительно 60% цены на топливо (в США – не больше 20%). Да и акцизы мы недавно повысили», – заявил нефтяник.
Назвал он и цифру, с которой наверняка согласилась бы немалая часть автомобилистов. «Справедливая цена, как мне кажется, должна быть в районе 17 рублей за литр. Просто нужна грамотная политика государства по контролированию роста стоимости», – отметил Шмаль. Это не первое подобное заявление главы Союза нефтегазопромышленников. Ранее в открытом письме он предлагал приравнять стоимость бензина к стоимости хлеба. Правда, тогда нефтяник говорил о 15 рублях за литр топлива: «Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей».
Среди причин, по которым бензин в нефтедобывающей стране стоит дороже, чем в Соединенных Штатах Америки, Геннадий Шмаль также называл отсталость отрасли. По сравнению с развитыми странами «мы плетемся в самом хвосте», уверен нефтяник. Заводы устарели и морально, и технологически. «Многие из них были построены или до войны, или сразу после войны по ленд-лизу. Это, например, заводы в районе Самары. Естественно, что технология, которая там используется, совершенно не отвечает современному уровню», – отметил Шмаль.
«Когда нам говорят, что у нас бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин», – осадил Геннадий Шмаль тех, кто любит приводить в пример «западный опыт».
Нефтяники каются, жалуются на немодернизированные НПЗ, говорят о «правильных» ценах на топливо, а оно между тем все дорожает и дорожает. По официальным данным, 1 августа средняя цена литра бензина составляла 25,67 рубля. А 12 августа – уже 25,88 рублей. Казалось бы, сущие копейки. Но что, если эти копейки прибавляются еженедельно, превращаясь по итогам полугодия в 5-6 рублей? Плюс 21 копейка в неделю – это плюс 84 копейки в месяц. Или 10 рублей в год. Похоже, очень скоро психологический порог, который многие российские водители установили для себя на уровне 30 рублей за литр, станет неактуальным.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2011/08/16/1695055