[h=2]Китай — причина убытков России[/h]Россия теряет главный источник средств, на протяжении всех 2000-х гг., обеспечивавший ей экономическую и политическую стабильность. По данным Федеральной таможенной службы РФ, доходы от экспорта российской нефти сократились за первое полугодие 2013 г. на 8,4% - с $91,65 млрд до $83,98 миллиарда. Снижение доходов объясняется не только снижением мировых цен, но и сокращением физических объемов экспорта. В январе - июне 2013 г. из России на экспорт было отправлено 115,75 млн т нефти против 118,69 млн т за первое полугодие 2012 года.
В результате доходы от экспорта российской нефти в страны дальнего зарубежья сократились на 8,5% - с $85,85 млрд до $78,56 млрд, а в страны СНГ на 6,5% - с $5,8 млрд до $5,42 миллиарда. По данным ФТС, в 2012 г. доходы России от экспорта нефти выросли на 5,37% - до $180 млрд 916 млн против $171 млрд 696 млн в 2011 году. В физическом выражении экспорт нефти в 2012 г. из РФ вырос на 9,5% - с 219 млн 96 тыс. т до 239 млн 946 тыс. тонн .В марте 2013 г. президент группы Всемирного банка Джим Ен Ким призвал власти России задуматься о том, что произойдет еще через четверть века, когда "нефтяная труба начнет пересыхать", и чем заменить поступления от экспорта нефти и газа, обеспечивающие сегодня России большую часть доходов. «Доходы бюджета от добычи нефти в России в ближайшие годы начнут стремительно сокращаться, и правительству придется искать иные способы пополнить бюджет. Сейчас ситуация с добычей нефти в России выглядит неплохо, но причина в изменении системы налогообложения отрасли. Льготы, однако, дают лишь временный эффект,» — так считают экономисты британского банка HSBC, разработавшие собственную прогноз-модель развития нефтяной отрасли РФ.
Позднее премьер-министр РФ Д.Медведев на заседании правительства России заявил о необходимости "наращивать экспорт машин, оборудования и другой высокотехнологичной продукции" на 10% в год, пообещав увеличить объем страховой и гарантийной поддержки российских экспортных проектов. Но возможности быстрой диверсификации российской экономики с переходом от нефтегазового экспорта к экспорту готовой продукции выглядят сомнительно. Сложившаяся в последние годы модель экономического устройства, заточенная под ТЭК, представленный преимущественно лишь несколькими окологосударственными корпорациями, не предполагает возможностей оперативной перестройки.
Диверсификация экономики требует привлечения значительного количества внешних инвестиций, а также предоставления больших свобод различным бизнесам, не находящимся под контролем нынешних элит. Не менее значимой причиной снижения нефтяных доходов является и крайне неэффективное распоряжение российской стороной имеющимися у нее нефтегазовыми ресурсами. В стремлении во что бы то ни стало обеспечить альтернативу экспорту нефти и газа в Европу, российские власти сделали, по видимому, неоправданную ставку на Китай.
Несмотря на высокие потребности в углеводородах, КНР имеет диверсифицированную сеть источников поставок, что позволяет ему требовать от поставщиков выгодные только ему цены. Для российского ТЭК это грозит стать настоящей катастрофой. Огромные средства, вложенные в трубопроводы, вряд ли окупятся в обозримой перспективе из-за крайне невыгодных цен, по которым Россия вынуждена поставлять в Китай нефть и газ. Красноречивым свидетельством тому становится ситуация с экспортом российской нефти в КНР по нефтепроводу "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО).
История этого контракта сопряжена с многочисленными попытками Москвы договориться с Пекином относительно приемлемой цены на поставляемую нефть. Но несмотря на все усилия Россия вынуждена продавать КНР нефть по цене, значительно уступающей рыночной. В марте 2011 г., когда мировые цены на нефть были одними из самых высоких, и российская Urals, значительно более худшая по качеству, чем нефть, поставляемая в Китай, на мировом рынке торговалась по $110 за баррель, КНР платила лишь $60 за баррель - почти ВДВОЕ НИЖЕ среднемировой цены. Заключив этот контракт, Россия оказалась на 20 лет связанной обязательствами поставлять в Китай нефть по цене, едва ли не вдвое ниже мировой. Учитывая, что контракт находится лишь на начальной стадии исполнения, а в перспективе мировые цены вряд ли окажутся ниже нынешних, убытки от такого экспорта будут исчисляться миллиардами долларов.
06.09.13 polosa.co.il
Политика Путина по втягиванию Ирана в конфликт уже привела к бюджетному кризису в России. На фоне эмбарго Китай скупает всю иранскую нефть по цене 12-25% от мировой цены. Это позволяет Китаю выкручивать руки России. За российские нефть и газ Китай платит не более 50-60% от мировой цены.
Открывая экстренное совещание в Ново-Огарево 11 сентября 2013 года, Владимир Путин обратился с молитвой к Господу: "Слава богу, это пока не кризис. Будем надеяться, что ситуация не разовьется в кризис..." Доклад главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева планировали сделать публичным, но присутствовавшие журналисты смогли услышать лишь первое предложение: "Рост промышленности нулевой, отрицательные показатели инвестиций в основной капитал". Нынешняя ситуация в российской экономике худшая с момента кризиса 2008 года — заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на "Правительственном часе" в Госдуме 18 сентября 2013 года. Исходя из минфиновских ожиданий крушения несырьевой части экономики, в Кремле обсуждали более масштабное сокращение бюджетных расходов. Так, 5%-ное сокращение каждые три года может обернуться и 10%. В текстовой части документов Минфина указано "сокращение расходов на 5%", но расчеты явно приведены, исходя из 10% сокращения.