Сериал о ТО-2012 продолжает обрастать все новыми подробностями. К сожалению, преимущественно неприятными. На сей раз скандал возник в регионах, где операторы техосмотра самовольно взвинтили цены на эту обязательную для всех автомобилистов услугу. В дело вмешались власти, но заставит ли это руководство автосервисов работать по тарифу – вопрос пока открытый. Неясными остаются и сроки, в рамках которых техосмотр будет оставаться дешевым: в скором времени его стоимость может возрасти в несколько раз.
Первый тревожный звоночек прозвенел на Южном Урале. Согласно постановлению местного правительства «О предельном размере платы за проведение технического осмотра транспортных средств в Челябинской области», максимальная сумма, которую обязан отдать автовладелец при прохождении ТО, равна 420 рублям. Документ вступил в силу в конце января, однако, как вскоре выяснилось, он местным техцентрам не указ. Одна за другой стали поступать жалобы на то, что расценки на проведение ТО в Челябинске и области серьезно завышены.
В дело вмешались власти региона. «С мест, в том числе из районов Челябинска, стали поступать сообщения о нарушениях при взимании с автомобилистов платы за техосмотр», – написал в своем блоге губернатор области Михаил Юревич. Чиновник пояснил, что работа техцентров по «супертарифам» абсолютно незаконна, и посоветовал обращаться с жалобами в Единый тарифный орган и прокуратуру.
«Любые ссылки операторов техосмотра на то, что это постановление они не видели, надо рассматривать как проблемы самих операторов. С точки зрения закона, неисполнение этого документа – чистой воды нарушение, на которое должны реагировать контрольные и надзорные органы», – отметил Юревич. И дал поручение главам муниципалитетов лично проконтролировать работу автосервисов.
Сколько подобных нарушений ежедневно совершается в разных уголках России, подсчитать на данный момент невозможно. Ясно одно: порядка в сфере техосмотра после вступления в силу новых правил не было, нет и не предвидится. И пока в Москве страховщики успешно продают полисы ОСАГО водителям, которые ТО не прошли и проходить не собираются, в Зеленогорске и Владивостоке талоны идут в качестве приложений к автогражданке, а в Челябинске устанавливают «вольные» расценки на проведение техосмотра, на лагерь автомобилистов надвигается еще одна грозовая туча. В ближайшее время, как и прогнозировали эксперты, тарифы могут быть резко пересмотрены. Конечно, в сторону повышения. Причем резкого.
В Москве уже принято решение увеличить стоимость ТО. Насколько – пока неясно. Но если исходить из требований Союза предприятий техосмотра, то сумма должна составить 1840 рублей, то есть почти в три раза превысить тариф, который действует на сегодняшний день. На этом настаивает абсолютное большинство фирм-частников, которые считают установленные ранее цены слишком низкими для того, чтобы можно было назвать новый бизнес более-менее рентабельным. В связи с этим эксперты рекомендуют не мешкать и пройти ТО до апреля – именно в этом месяце будут пересмотрены тарифы.
О том, что техосмотр станет дороже, причем в обязательном порядке, говорят и чиновники. По их мнению, «заморозка» цен была бы крайне нелогичной: техцентрам нет смысла пополнять ряды операторов ТО, если это не сулит ощутимой прибыли. А если вся процедура (получасовая, согласно регламенту) техосмотра стоит в Москве 690 рублей, в то время как один лишь осмотр ходовой части негарантийной машины – 1500 рублей, о какой прибыли может идти речь?
Не исключено, что финальным ценником все же станет тот, что был предложен Союзом предприятий техосмотра, – а значит, стоимость нормочаса на пунктах ТО возрастет до отметки в 3680 рублей. Чиновники считают это вполне справедливым: в частности, замдиректора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Евгений Ковтун указывает на «западный опыт», где, по его словам, стоимость техосмотра рассчитывается из средней стоимости бака бензина. Получается как раз около 1800 рублей для городской легковушки среднего класса.
Любопытно, что законом не регламентируется частота изменения тарифов: нет никаких гарантий, что после апрельского взлета цен стоимость техосмотра будет оставаться на одном и том же уровне хотя бы до конца 2012 года. Власти регионов вольны менять тарифы настолько часто, насколько считают это необходимым. Таким образом, вместо появления предельно прозрачного бизнеса, удешевления и легализации техосмотра, а также его упрощения для миллионов автомобилистов новая процедура ТО стремительно превращается в достаточно дорогой «оброк», вокруг которого то и дело вспыхивают скандалы.
Напомним, последний из них был связан с деятельностью крупнейшего игрока на рынке ОСАГО, компании «Росгосстрах», и ее партнера, ЗАО «Техосмотр». Их обвинили в продаже талонов ТО и полисов автогражданки без реального осмотра автомобилей. То есть по старой доброй схеме, когда машина успешно «проходит» техосмотр, на него не являясь.
По словам директора розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, ситуация действительно всколыхнула все страховое сообщество, поскольку превращает процедуру техосмотра в профанацию. Кроме того, процедура, придуманная «Росгосстрахом», перекладывает ответственность за последствия ДТП на автовладельца, потому что талон технического осмотра выдается без подписи эксперта. То есть если по его вине (в случае неисправности автомобиля) произойдет ДТП – отвечать будет именно он, а не страховая компания.
Впрочем, обвинения в незаконной деятельности глава «Росгосстраха» Данил Хачатуров с негодованием отверг. «Приходит к нам человек, мы ему говорим: раз, два, три, четыре документа подписываешь, после чего имеешь право получить полис. Он дает единственное обязательство — письменное, в котором обязуется в удобное для него время пройти техническое диагностирование автомобиля. Затем он получает от нас купон, который позволяет ему пройти эту процедуру без очереди, и с этого же дня его полис ОСАГО начнет действовать. То есть по факту мы перекладываем часть ответственности на человека, который приходит к нам за полисом. Так мы понимаем дух нового закона и считаем, что наша схема его соблюдает», – заявил руководитель крупнейшей страховой компании журналистам.
Как итог, лидеры общественных организаций заявляют, что процедура прохождения ТО, перейдя из-под крыла гаишников под контроль страховщиков, стала еще более коррумпированным бизнесом, а некоторые участники рынка («РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах») открыто заявляют: новая схема техосмотра себя полностью дискредитировала, в связи с чем мораторий должен быть продлен еще на один год. Правда, сделано это наверняка не будет: слишком большой может стать упущенная выгода. Как для страховщиков, так и для аккредитованных ими автосервисов.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2012/02/06/1719347