Взлет и падение Саратовского автодорожного… Точка в печальной истории великого моста может быть поставлена в любой момент
Пока убийственное слово «падение» фигурирует в тексте исключительно как фигура речи. Знаменитый саратовский мост Саратов — Энгельс одряхлел, выбрал свой ресурс, давным-давно обнаружил небезгрешность технологии, по которой его строили в буквальном смысле — навсегда. Да что говорить? Обо всем этом писано-переписано.
То, что мост находится в предаварийном состоянии, стало понятно еще в 1996 г., когда в Саратов приехали ведущие российские специалисты в области мостостроения и выдали заключение о том, что «конструкция достигла критического возраста, после которого все дефекты развиваются в геометрической прогрессии». Не исключили обрыва тросовой арматуры — той самой, по знаменитой технологии преднапряженного железобетона. И вот 17 лет, истекшие с тех пор, мы в прямом смысле ходим по краю бездны.
Я вот ходил только вчера.
Подводные камни
Напомним, саратовский автодорожный был открыт 11 июля 1965 г. Еще в 2010 году, к 45-летию со дня запуска новенького, длиннейшего в Европе красавца-моста в эксплуатацию автор этих строк имел долгую беседу с одним из людей, которые и поныне настаивают на том, что мост нужно закрыть, обследовать, ремонтировать, пока не поздно. Пока доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты и транспортные сооружения» СГТУ Игорь Овчинников говорил о том, что мостом нужно было заняться вплотную еще лет десять-пятнадцать тому назад, у меня медленно, но верно вызревало следующее ощущение...
Региональные эксперты-мостостроители старой школы относятся к самому знаменитому сооружению Саратовской области как к щеголеватому и беспутному красавцу, в свое время не подумавшему о будущем, как беззаботная молодежь о далекой, бесконечно далекой пенсии. Не предусмотревшему крепких тылов. Переоценившему себя и переоцененному другими. «У саратовского моста не существует никакого плана эксплуатации, понимаете, Антон? Ни-ка-ко-го! — говорил профессор Овчинников. — Когда мы покупаем любой прибор, любую вещь, мы сразу хватаемся за инструкцию, а вот наш мост, сооружение невероятной сложности и дороговизны, такой инструкцией по эксплуатации попросту не обладает. При возведении любого объекта должна быть предусмотрена возможность того, что он обветшает, должны быть предусмотрены необходимость и возможность ремонта, следовательно — приемлемый способ проникнуть к самым труднодоступным элементам конструкции. Нужны технологические ходы, система диагностики и много чего еще… Когда строился мост, считалось, что новейшая технология преднапряженного железобетона делает строение вечным…»
Да, это было великолепное время. Неповторимое, в чем-то наивное, но все же прекрасное. Шестидесятые… Бытовавшая в то время точка зрения, что высококачественные бетоны в мостовых сооружениях по технологии так называемого «преднапряженного железобетона» могут надежно работать при воздействии агрессивной среды без серьезной гидроизоляции, оказалась очень дорогим заблуждением. Собственно, гидроизоляционный слой на мосту предусмотрен, но был разрушен в первые же месяцы после запуска моста в эксплуатацию — да-да, еще в 1965-м.
Что это означает?
Ошибка вскрылась гораздо позже того, как в СССР, в США, в Европе и Японии были построены сотни и тысячи мостов по этой действительно хорошей технологии. Бум подобного строительства — именно 60-е. Если у нас в стране строились десятки таких мостов, то в той же Америке — сотни и тысячи. Так, в 2005 г. в Миннеаполисе комиссия внимательнейшим образом обследовала мост-ровесник нашего автодорожного — через реку Миссисипи. Никаких принципиальных дефектов выявлено не было, и инженерные службы ограничились «косметическим» укреплением отдельных узлов мостовой конструкции. В 2006-м мост из преднапряженного железобетона, через который пролегала загруженная федеральная трасса, обследовали повторно. Ничего. Все хорошо, никаких показаний к серьезному беспокойству: 20-25 лет мост простоит (запомним эту цифру!), сказали отнюдь не тупые американские специалисты.
…Мост через Миссисипи упал 2 августа 2007 г., через считаные месяцы после обследования: за несколько мгновений разрушился 150-метровый пролет, в воду великой реки упали более ста автомобилей. Погибли люди. Только чудом не сорвался с 20-метровой высоты автобус с детьми.
Мост, великая река, громадный пролет (у нас — 166 метров)... Похоже, правда? Мы помним, что в 2008-м саратовский институт «Проектмостреконструкция» провел обследование моста и выявил, что остаточный ресурс моста составляет как раз 20-25 лет. Профессор Игорь Овчинников не сомневается, что эти данные не соответствуют действительности: эксперты пользовались нормами советского времени, в которых не учтена коррозия бетона; кроме того, ни разу за почти полвека не обследовалась подводная часть сооружения.
А там, прошу прощения за каламбур, немало подводных камней…