Ситуацию проясняет Евгений Хорин, главный технолог Тюменского аккумуляторного завода:
- На морозе резко повышается вязкость электролита и, соответственно, столь же резко растет его сопротивление. Уменьшение проводимости электролита уменьшает отдачу энергии батареей. Если перед запуском мотора дать аккумулятору небольшую нагрузку, электролит, находящийся в порах пластин, начинает прогреваться и проводимость его повышается (вследствие уменьшения сопротивления). Повышается и отдача АКБ. Так что смысл в этой процедуре есть и он легко объясняется.
Насколько разрядится батарея при включении света фар? Совсем немного. Давайте посчитаем: если одну из самых распространенных батарей емкостью 55 Ач нагрузить током 2,75 А (нагрузка, примерно равная включенным подфарникам и ближнему свету), то разряжаться батарея будет… 20 часов. При включении дальнего света нагрузка на батарею несколько возрастет, но даже если ее, нагрузку, принять большей вдвое (это с большим запасом!), то и в этом случае при величине нагрузки в 5 А и длительности непрерывной нагрузки 5 минут (опять же с запасом – больше не надо) величина разряда вашего аккумулятора составит… 0,4Ач. Что составляет всего 0,7% емкости вышеупомянутого аккумулятора. Батарея этого даже не заметит. Зато активность электролита внутри пор пластин заметно возрастет, что не замедлит положительно сказаться на потенциале аккумулятора.
Прогрев аккумулятора методом включения дальнего света – процедура одноразовая. Включил на несколько минут, выключил... Можно заводить двигатель. Если с первой попытки двигатель не завелся, не стоит пытаться сразу крутить стартер еще и еще – подождите пару минут, пока в порах пластин смениться отработанный электролит. Ведь там, в порах, и происходит весь процесс, поэтому очень важно, чтобы в этих самых порах пластин находился свежий (читай – активный) электролит. А активный – значит, прогретый. Вот и весь «секрет». Удачных запусков!
От редакции:
Удельное сопротивление электролита* – важный фактор, определяющий сопротивление аккумулятора. Если внутреннее сопротивление батареи велико, то часть полезной энергии будет теряться внутри самой батареи. Это не есть хорошо, особенно в мороз, когда на счету каждый амперчас.
Сопротивление растворов при понижении температуры растет довольно резко (см. табл.1).
Что касается вязкости электролита, то это взаимосвязанный с сопротивлением параметр, также сильно влияющий на работу АКБ, так как именно вязкостью определяется скорость диффузии (проникновения) кислоты через поры пластин. При температурах ниже нуля вязкость растет резко (см. табл. 2), поэтому и емкость батареи (читай – ее отдача при пуске) при понижении температуры убывает очень быстро. Поэтому грейте аккумулятор светом фар – это действительно полезно!