Вот самый простой пример: трамвайная линия на Вавилова от Рахова до Астраханской. Длина участка (по яндекс-картам) около 500 метров. При среднепробочной скорости в 10 км/ч за час через 1 полосу дороги пройдет около 1000 легковых автомобилей (с учетом безопасной дистанции между автомобилями в 2 секунды). По техпаспорту в них поместится не менее 5000 человек. Я специально беру данные по техпаспорту, т.к. для трамвая почему-то всегда приводят их, а не среднюю загрузку. Днем я постоянно вижу трамваи, в которых половина сидячих мест пустует, т.е. они перевозят воздух и пенсионеров-льготников.
Чтобы перевезти 5000 человек, нужно 12 двухвагонных составов из КТМ-5 в состоянии селедок в разваливающейся ледяной бочке, т.е. 1 состав в 5 минут, либо 20 двухвагонных составов более современных и комфортных КТМ 71-623 с номинальной паспортной загрузкой, т.е. 1 состав в 3 минуты.
Через названный участок проходят 3 маршрута (№3 - длина "кольца" около 22 км, №9 с длиной около 20 км и №10 с длиной около 12 км). Средняя длина маршрута - 18 км. Средняя скорость движения трамвая в Саратове - 12 км/ч. Таким образом, чтобы обеспечить заполнение трех маршрутов с интервалом в 5 минут, нужно, чтобы на линии находилось не менее 54 составов (108 вагонов) КТМ-5 или 180 вагонов КТМ 71-623.
Теперь о реальности (
http://saratov.bezformata.ru/listnews/nedovolni-rabotoj-tramvajnogo-marshruta/8178832/). Вот ключевые факты:
1. "В часы пик - с 17 до 19 часов - на маршруте работает 20-26 вагонов". Это относится к маршруту 11 с длиной "кольца" около 24 км. Т.е. в час пик средний интервал между составами составляет не менее 10 минут. Таким образом, для достижения целевой пропускной способности, нужно увеличить число вагонов в 3 раза, т.е закупить еще не менее 80 вагонов. Средняя цена вагона - 15 миллионов (
http://vzsar.ru/news/2012/06/14/sget--yvelichilas-skorost-dvijeniya-tramvaev-i-trolleibysov.html). Итого нужно только на закупку потратить 1.2 миллиарда рублей. Где взять эти деньги, и как они окупятся? Давайте учитывать, что основные налоги в городе платят люди, которые не ездят на трамваях, и не пересядут на них, пока трамваи не станут достаточно комфортными.
2. Такая загрузка на трамвайных линиях только в часы пик. А в остальное время трамвайные пути простаивают, приносят убытки, а город стоит в пробках.
3. Количество автомобилей в Саратове на 1000 человек сейчас чуть ниже, чем в Берлине. А в Берлине самый развитый общественный транспорт в Европе, и он занимает последнее место среди крупных европейских городов по числу автомобилей на душу населения. Т.е. даже если качество и количество общественного транспорта резко возрастет, автомобилей у нас, скорее всего, меньше не станет.