Уступить — не значит пропустить
Вторая важная порция поправок — это п. 14.1 и 14.2. В первом из них словосочетание «пропустить пешеходов» заменили на «уступить дорогу пешеходам», что, быть может, одинаково с точки зрения обывательской лексики, но меняет юридический смысл предложения. Так, например, раньше особенно ретивые инспекторы штрафовали водителей, которые проезжали через переход на широкой дороге, когда пешеход только начинал движение с противоположной стороны. Но термин «уступить дорогу» означает, что если пешеход не изменил направления или скорости движения, водитель ничего не нарушил. А вот если своим движением вы вынудили пешехода робко замереть на осевой линии, тем более отпрыгнуть от вас — это уже нарушение.
Напомним, что еще ранее, в 2010 году, правила четко оговорили момент, когда пешеход получает преимущество на переходе: когда вступает на проезжую часть (а теперь — и на трамвайные пути). Другими словами, водители не обязаны пропускать тех, кто болтает по телефону, стоя на тротуаре подле перехода, но едва нога пешехода опустилась на проезжую часть, как водитель обязан уступить дорогу.
А пункт 14.2 оговаривает действия водителей, когда в соседней полосе перед переходом тормозит транспортное средство. Раньше нужно было лишь убедиться, что перед ним нет пешеходов, при этом требования замедлиться или остановиться не было. Теперь оно есть: если машина в соседней полосе замедляется — вы замедляетесь тоже. Если она остановилась — вы останавливаетесь. Продолжить движение можно, лишь уступив дорогу пешеходам (кроме случаев, когда другое транспортное средство замедлилось по иным причинам, например, для поворота направо).