Вчера стало известно, что автохолдинг “Лада-Сервис”, который принадлежит АвтоВАЗу и дает около 25% всех продаж Lada, покидает его президент Александр Пронин. Кто возглавит холдинг, еще неизвестно, однако подумать есть над чем. Это не первая рокировка в сфере сбыта на ВАЗе за последние полгода. До этого пост вице-президента по продажам и маркетингу по доброй воле оставил Алексей Криворучко, на его место пришел Максим Нагайцев, ранее занимавший пост вице-президента по техническому развитию. Демарш топ-менеджеров, отвечающих за сбыт, означает, что завод помимо рекордного сокращения объемов производства сдает и долю рынка, которая по итогам 2008 года составляла всего 24%.
В “Лада-Сервис” подтвердили, что г-н Пронин в конце этого года (ориентировочно в декабре) покидает свой пост. “В ситуации, когда АвтоВАЗ не может инвестировать в дальнейшее развитие холдинга, выходом могла бы стать допэмиссия, – сказали в компании. – Это предложение наряду с антикризисной программой и предложением по централизации поставок автомобилей через “Лада-Сервис” в дочерние общества (сегодня до сих пор каждое предприятие получает автомобили от АвтоВАЗа) было передано на АвтоВАЗ и включено в повестку дня совета директоров “Лада-Сервис”, которое состоялось в понедельник. На сегодняшний день программа не принята, осуществлять допэмиссию АвтоВАЗ также пока не планирует”.
Как подчеркнули в компании, на сегодняшний день основные задачи, которые ставились перед холдингом на первоначальный период, выполнены в полном объеме (похожую формулировку мы недавно слышали от экс-президента завода Бориса Алешина). Стратегию дальнейшего развития “Лада-Сервис” определит совет директоров компании, который состоит из топ-менеджеров АвтоВАЗа. В интервью газете “Коммерсантъ” г-н Пронин сказал, что теперь автомобильный холдинг можно считать инструментом, с которым “можно делать все что угодно: решить задачу по его докапитализации, вывести в отдельное предприятие, продать, вывести на биржу и получить деньги”.
Холдинг “Лада-Сервис”, основанный в 2007 году, объединяет более 70 предприятий и более 140 торговых точек, из них, по данным самой компании, 10-15 в настоящее время находятся в банкротном либо предбанкротном состоянии. Уход Пронина, который в свое время был первым вице-президентом по стратегическому и корпоративному управлению АвтоВАЗа, ставит на сбыте вазовской продукции второй знак вопроса. Первый поставило недавнее назначение Максима Нагайцева, который, хотя уже продолжительное время работает на заводе, продажами никогда не занимался. Уже одно это назначение резко подорвало доверие дилеров к заводу, говорят старожилы. “Он старается, с народом встречается, – рассказывает источник, близкий к заводу. – Но люди окружающие смотрят и видят, что карьера Максима Валериевича идет сверху вниз, она на излете. К сожалению, он обречен на то, что с ним дилеры работать не будут”.
Дела в дилерских предприятих АвтоВАЗа давно идут неважно. С каждым месяцем на официальном сайте завода появляется все больше вакантных регионов, а значит, все больше возможностей для “конкурсантов”, однако желающих взять на себя обязательства по продажам все меньше. В “Лада-Сервис” подтвердили, что в наличии до сих пор есть автомобили 2008 года выпуска. Акция “100 дней скидок” на эти машины должна была идти до середины октября, но была продлена. Будь завод немного пощедрее, и стоки можно было бы распродать быстрее – сегодня же скидки на автомобили отечественного производства двухлетней давности едва превышают 30 тысяч рублей. По итогам десяти месяцев 2009 года продажи ВАЗа упали на 44% (до 297 725 шт.). Через предприятия “Лада-Сервис”, за десять месяцев 2009 г. было реализовано 70 056 автомобилей (за аналогичный период 2008 г. – 124 655 шт.). Как сообщили в холдинге, здесь планируют закончить год с долей рынка не менее 25% от производства АвтоВАЗа, на уровне 85 тысяч автомобилей.
“Советы” г-на Пронина завод проигнорировал и уже объявил, что, несмотря на долги, расставаться с дилерской сетью не собирается. Возможно, если бы не кризис, ВАЗ вполне мог бы ее продать, тем более что он уже рассматривал такой вариант, когда хотел обменять контрольный пакет холдинга на “Иж-Авто”. Основным претендентом в новые хозяева до недавнего времени считалась группа “СОК”, которая все еще не отступает от планов получить контроль над сбытом вазовской продукции и даже обновила недавно свою антикризисную программу для завода. Однако шансы такого развития событий и сейчас эксперты оценивают как нулевые.
“Группа “СОК” – красная тряпка как для госадминистрации, так и для госкорпорации и самого АвтоВАЗа, – говорит источник, близкий к заводу. – Стоит ли заводу в условиях кризиса продавать дилерскую сеть? Наверное, нет. Сегодня ее рыночная стоимость стремится к нулю, но лет через пять завод все равно от нее избавится”.
“В нынешних условиях, когда падение продаж автомобилей превысило 50% по сравнению с прошлым годом, а стоимость заемных средств выросла, вряд ли найдется много инвесторов, желающих приобрести данный актив, – комментирует ведущий эксперт УК “Финам менеджмент” Дмитрий Баранов. – Финансовое положение АвтоВАЗа настолько сложное, что завод просто не в состоянии был бы найти средства на докапитализацию сети. Однако не исключено, что, когда ситуация начнет улучшаться, завод может пойти на этот шаг”.
Между тем проблема кадров на заводе с каждым новым назначением становится все явственней, и управленцы “Лада-Сервис” в свое время не были исключением. “Автовазовская розница – это бывшие станции техобслуживания, которые всегда принадлежали ВАЗу, – говорит третий эксперт. – Но компетенции по управлению сетью не было ни в старом, ни в ростехновском вариантах АвтоВАЗа. Менталитет управляющих ДЦ и уровень отношения к клиенту остались на советском уровне. Покупать это болото ни один здравомыслящий инвестор не станет”.
Даже компания Renault – и та, скорее всего, едва ли заинтересуется дилерской сетью Волжского автозавода, говорят эксперты. Хотя сегодня уже никому кроме Путина, кажется, и несподручно заниматься решением этого вопроса. От визита Путина во Францию на самом заводе много не ждут. Как говорят на ВАЗе, на сегодняшний день все еще нет перечня технологических процессов, которыми Renault/Nissan якобы готова поделиться с ВАЗом. Новой инвестпрограммы также не обнародовали. Поэтому визит Путина в Париж будет носить исключительно показательный характер. “Это будет всего лишь меморандум, они себе в память запишут, что нужно сделать, не более того, – возмущаются на заводе. – Путин едет в Париж спасать Шувалова, который за три-четыре месяца так и не смог ничего сделать. Основная задача, которая стоит сейчас перед правительством, – спасение моногородов, а на чистый автопром никто денег все равно не даст”.
http://autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2009/11/27/1507539