С наступлением Нового года все автомобилисты России должны зажить по-новому: с 1 января вступит в силу новый закон о техосмотре, согласно которому функции по осмотру машин передаются аккредитованным страховщиками техцентрам. О законе говорилось много, не меньше – и о моратории, который был введен сроком на год, позволяя ездить с просроченным талоном ТО до того дня, после которого истекает срок действия полиса ОСАГО. Однако новые правила техосмотра могут остаться только на бумаге, а мораторий – растянуться еще на неопределенное время: в правительстве не успевают согласовать все подзаконные акты к назначенному ранее сроку. Более того, даже если закон вступит в силу 1 января, неизбежно наступление полного хаоса, обещают страховщики.
На сегодняшний день остаются неподготовленными еще 22 документа, принятие которых необходимо для полноценной работы закона о техосмотре. Тем автовладельцам, на которых действие нынешнего моратория не распространяется, придется несладко: «Гознак не успеет напечатать талоны, техцентры не смогут их выдавать, а у страховщиков остановится бизнес с полисами ОСАГО».
Между тем чиновники спешат моторизированных россиян успокоить. По словам представителей Минэкономразвития, переноса сроков ожидать не следует, так как большинство документов уже согласованы в ведомствах, которые занимаются «вопросом ТО». Правда, в министерстве признают, что без проблем не обошлось: возникли затруднения с созданием базы, в которую сотрудники автосервисов будут вводить данные о том, прошла машина техосмотр или нет. Эта задача возложена на МВД, и работа пока не завершена. По всему видно, что продление моратория в сложившейся ситуации было бы наиболее логичным шагом – однако чиновники надеются, что этого удастся избежать.
Впрочем, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) уверены, что закон заработает с 1 январа, как это и планировалось. «С 2012 года РСА будет играть ключевую роль в организации системы техосмотра, и сейчас мы совместно с министерствами и ведомствами ведем активную подготовительную работу. Можно уверенно говорить о том, что все требования законодательства будут исполнены в срок. Нормативные правовые акты, необходимые для реализации закона о техосмотре, согласованы с РСА и находятся в высокой степени готовности. С проектами многих из них можно ознакомиться на официальных сайтах ведомств. Уже подписано постановление правительства РФ, закрепляющее за ФСФР функции контрольного органа в области техосмотра, и постановление правительства «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра», – сообщили AutoNews.ru в РСА.
Напомним, несколькими днями ранее стало известно, что стоимость техосмотра, скорее всего, будет не такой высокой, как это изначально предполагалось. Был опубликован проект приказа Федеральной службы по тарифам (ФСТ) «Об утверждении методики расчета предельного размера платы за проведение техосмотра», из которого следовало: справедливая цена техосмотра для легкового автомобиля с бензиновым двигателем составляет 958,5 руб. (без НДС). Она рассчитана, исходя из средней по России стоимости нормо-часа для оператора техосмотра (1065 руб.), норматива продолжительности работы (39 мин.) и времени на идентификацию автомобиля (15 мин.). Более того, в ведомстве подчеркнули, что это пока лишь проект документа – и конечная стоимость будет еще меньше. А вовсе не несколько тысяч рублей, как обещалось летом.
Как было сказано выше, новый закон о ТО должен вступить в действие с 1 января 2012 года. Тогда же появится и новый талон техосмотра, с которого исчезнет информация о госномере машины, а вместо нее появится указание VIN-номера. Функции проведения ГТО будут переданы коммерческим организациям, контролировать которые будет Российский союз автостраховщиков (РСА). Получить полис ОСАГО без предъявления талона ГТО будет невозможно. При этом владельцы новых автомобилей будут избавлены от необходимости прохождения техосмотра. Талон они получат в процессе постановки машины на учет. То же самое касается и автомобилей возрастом менее трех лет. Автомобили чуть постарше, те, что сошли с конвейера более трех, но менее семи лет назад, необходимо будет предъявлять на осмотр раз в два года. А семилетки и более пожилые машины – как и раньше, раз в 12 месяцев.
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2011/11/10/1707852