Как сообщает журнал "Jane’s Defence Weekly" в материале Jeremy Binnie and Neil Gibson «US arms shipment to Syrian rebels detailed», в США на сайте правительственной организации Federal Business Opportunities (FBO) были обнародованы документы, в которых указаны типы поставляемого США сирийской оппозиции вооружения и боеприпасов, произведенного в странах Восточной Европы. Оружие поставляется в рамках специальной программы, несмотря на действующий режим прекращения огня.
За последние месяцы FBO опубликовала две заявки на перевозку взрывоопасных грузов из Восточной Европы в иорданский порт Акаба в интересах Командования морских перевозок ВМС США. В первой заявке от 3 ноября 2015 года требуется перевозчик на 81 контейнер с взрывоопасными грузами из Констанцы в Акабу. Впоследствии заявка была детализирована, было уточнено, что вес груза составляет 994 тонны, половину из которого следовала выгрузить в турецкой военной базе Агадар, а оставшуюся часть – в Акабе.
В списке груза фигурируют автоматы АК, пулеметы ПКМ, крупнокалиберные пулеметы ДШК, гранатометы РПГ-7, ПТУР 9К111М «Фактория» (комплекс 9К113 «Конкурс-М») с тандемной БЧ. Оставшийся груз приходится на боеприпасы к этим вооружениям, а также 14,5-мм пулеметы и 82-мм минометы. Значительная часть гранат к РПГ-7 относится к типу РГ-7ВТ с тандемной БЧ.
По оценке издания, зная массу груза, можно грубо прикинуть количество поставляемого вооружения. Так, с учетом известной массы ПТРК может быть поставлено 50 пусковых установок и 796-854 ракет, в зависимости от типа используемой тары. На ракеты приходится не более 2% от массы груза.
19 ноября этот контракт получила компания Transatlantic Lines, а принадлежащее компании судно Geysir (IMO: 7710733) 5 декабря совершило рейс из Констанцы. Имеющийся на корабле передатчик автоматической идентификационной системы включался нерегулярно, однако можно проследить курс судна за последующие 10 дней. Очевидно, что оно прошло севернее Кипра на Агалар, затем пошло курсом на Египет, проследовало Суэцким каналом и оказалось в северной части залива Акаба, где пропало 15 декабря. На следующий день корабль снова появился в Суэцком заливе.
5 февраля 2016 года на сайте FBO появилась вторая заявка, в соответствии с которой требовалось перевезти опасный груз из Бургаса в Акабу. Оно не включает в себя список товаров, но известно, что вес груза примерно в два раза больше предыдущего. Сообщалось, что груз состоит из 117 контейнеров средней массой 25 тыс фунтов (11340 кг), то есть общая масса достигает 2007 тонн. То есть чистый вес самого груза достигает 162 тонны.
Контракт 25 февраля получила компания Schuyler Line Navigation Company, принадлежащее ей судно Corsica (IMO: 9222352) покинуло Бургас 28 марта. Хотя в заявке не фигурировали Агадар и Констанца, Corsica фактически один в один повторила маршрут Geysir . Оба судна делали остановку перед проходом Суэцкого канала для того, чтобы взять на борт вооруженную охрану численностью не менее четырех человек. Автоматический передатчик был выключен после прохода Суэцкого канала 4 апреля.
Хотя в обеих заявках не упоминалась Сирия как пункт конечного назначения поставляемого груза, вероятнее всего он предназначался для воюющих с режимом Башара Асада оппозиционных группировок. Турецкие и иорданские силовые структуры также не используют оружие советского производства, указанное в документах, а вот сирийские боевики были замечены с ним, может быть, за исключением ПТУР «Фактория».
Эта ПТУР производилась в Болгарии и России, внешне похожа на ПТУР «Фагот», стоящей на вооружении сирийской армии, а ее тандемная БЧ лучше приспособлена для борьбы с правительственными танками Т-72 с элементами активной защиты.
Турция и Иордания участвуют в американской программе по обучению и подготовке сирийских группировок, которые сражаются с «Исламским государством». Эти группы в основном вооружены американским оружием, но в ноябре 2015 года на видеосъемке были запечатлены с ПТУР 9К113 «Конкурс». Эта программа была официально прекращена в 2015 году, но втайне, судя по всему, продолжается. Считается, что ЦРУ проверяет те группировки, которые получают ПТУР BGM-71 TOW американского производства от региональных союзников США, в том случае, если поставка не осуществляется ЦРУ самостоятельно.
Когда на слушаниях в Сенате прозвучал вопрос о тайном вооружении сирийских группировок со стороны ЦРУ, официальные лица не стали отрицать ее наличие, заявив, что они не могут ответить на этот вопрос публично.