Плато Болавен
Из всего Лаоса в процессе предварительной подготовки к азиатскому вояжу и чтения отчетов на форуме приглянулось только плато Болавен. Поэтому только туда и поехали, в Лаосе были всего три дня, но общее представление, думаю, получили.
Итак, чем же интересно плато? В основном для меня, конечно, природой - водопадами и джунглями. Также на плато расположены деревеньки всяких местных племен, но мы туда почти не заезжали, как-то это все ненатурально мне показалось, явно для туристов, и потому неинтересно. Впрочем, фото оттуда получились неплохие.
Отправная точка для путешествий по плато - город Паксе на западной границе Лаоса. Добраться туда можно из Бангкока прямым рейсом, но цены кусаются (чуть ли не 400 долларов RT), поэтому мы решили лететь до ближайшего к границе тайского города Ubon Ratchathani. В Убон летают как из Суварнапума, так и из Дон Мыанга, мы летели Nok Air из DMK. По прилету взяли такси и за 1200 бат доехали до границы (ехать примерно час), затем пешком перешли границу (все пограничные формальности проходятся быстро, но скарб придется тащить на себе), и на минибасе за 20 тыс кип с человека доехали до Паксе (ехать около 40 минут, но минибас набивают не по-детски, комфорта в поездке будет мало). В самом городе можно добраться до отеля на тук-туке за 5 тыс кип с человека (изначально просят 10). Такой метод хорош тем, что можно полностью контролировать свое время и никого не ждать, но такси из Убона недешево, таскать на себе рюкзаки по жаре через пыльные приграничные территории небольшое удовольствие, а о комфорте в минибасе я уже упомянул выше.
Так выглядит граница со стороны Тайланда:
На обратном пути мы испробовали вариант поездки на рейсовом автобусе через Pakse Travel. Стоимость, если бронировать через них, 80 тыс кип с человека, так же заявлен трансфер из отеля до автостанции. К сожалению, этот опыт у нас прошел не идеально. Мы ехали утренним рейсом в 8:30 (приезд заявлен в 11:30, клерк в агентстве подтвердил, что приезжает автобус вовремя и даже с запасом), забор из отеля назначили в 8:00. Когда в 8:15 никто не появился, я вышел на дорогу и поймал обычный тук-тук, который в итоге и доставил нас к совершенно неприметной билетной кассе, рядом с которой и стоял наш автобус. Сам я бы в жизни эту "автостанцию" не нашел, и не понятно, почему так кинули с забором из отеля, хорошо хоть, квиток Паксе тревел приняли в билетной кассе и обменяли нам на билеты. Выехали, кстати, ровно в 8:30, мы еле успели. На этом приключения не закончились. При переходе границы автобус высаживает всех (вещи можно оставить внутри, что удобно, потом их, правда, надо будет просканировать, но это уже с тайской стороны и очень быстро - с лаосской, по-моему, вообще всем пофиг и можно нести что угодно и даже печать в паспорт не ставить). После этого автобус переезжает на другую сторону границы и ждет всех. В нашей группе несколько человек так и не появились в автобусе, их ждали около часа(!), в итоге уехали без них ровно в 11:30, на автостанции в Убоне были в 12:20, в аэропорт мы приехали к 12:40, учитывая, что рейс на Бангкок улетал в 13:25, ощущения наши были не самые приятные. В общем, если есть возможность, стыковку желательно закладывать побольше, либо ехать на автобусе в сторону Лаоса, когда спешить уже особо не нужно.
В самом Паксе делать, по большому счёту, нечего - это маленький пыльный город с какими-то повсеместными дорожными работами. Единственное, чем там можно развлечься - это встретить закат на Меконге в ресторане на понтоне (не путать с рестораном-лодкой - оттуда закат не видно). Ужинали мы там оба раза в прекрасном индийском кафе Jasmin, которое находится ровно напротив Pakse Travel (он, видимо, переехал поцентрее, так как в предыдущих отчетах писали, что он чуть в стороне от центральной улицы). Две ночи жили в очаровательном Champasak Palace Hotel - старинном колониальном отеле, очень напомнившем Отель Гранд Будапешт из одноименного фильма (цена $35 с завтраком).
Вид с террасы отеля:
В одну из ночей мы там были вообще чуть ли не единственными постояльцами, в другую ночь навезли каких-то пакетников-азиатов, и завтрак был в стиле шведский стол, но очень некачественный, зато можно попросить, чтобы отдельно сделали омлет, и просьбу удовлетворят. При заселении желательно сразу проверить работу вай-фая в комнате - не везде он нормально ловит, отель очень большой. На верхнем этаже есть бар и его терраса является отличной смотровой площадкой. Почему я на этом так подробно останавливаюсь - информации по плато и Паксе в целом маловато, и когда я готовился к поездке, мне ее очень не хватало.
Приехали мы в Паксе по местным меркам поздно - около 6 вечера. В это время обменники уже не работали ни на границе, ни в городе, и даже в отеле мне отказались поменять мои кровные баксы. К счастью, в том же кафе Jasmin это можно сделать по нормальному курсу 8000 кип за 1$. Как я уже упоминал, прямо напротив этого кафе находится агентство Pakse Travel, которое часто фигурировало в отчетах. Они предлагают однодневные туры на минибасах по плато, и через них можно купить билеты на все виды транспорта из Паксе. Вариант поездки с группой на минибасе мы сразу отмели как неспортивный - слишком много там в программе неинтересного нам (кофейные плантации, магазины, "национальные" деревни), да и претят мне эти организованные экскурсии по расписанию. Поэтому решено было брать мотобайк и исследовать плато на нем, и это можно сделать за 2 или 3 дня в зависимости от того, какой маршрут выбрать - большую или малую петлю. Мы поехали по малому кругу из-за недостатка времени, по километражу вышло около 200 км. Мотобайки брали также в Паксе Тревел, цена 90 000 кип (автомат) в день за аренду на два дня - дороговато, думаю, в других местах можно найти раза в полтора дешевле. Но бонусом шла фирменная карта от агентства, довольно подробная и полезная, которую я предусмотрительно сфотографировал и которую будущие путешественники могут распечатать себе.