Самолет "Саратовских авиалиний" разбился в Подмосковье

  • Автор темы Господин420
  • Дата начала
Q

qqqq

Новичок
Регистрация
19.10.2011
Сообщения
199
Реакции
0
Баллы
0
МАК завершил предварительный анализ параметрического регистратора. Вкратце - обледенение датчиков скорости (приемников полного давления) по вине лётчиков (не включили подогрев).
Вот схожая ситуация, но самолет вывели из пикирования (Происшествие с Ту-154 над Домодедовом — авиационная авария пассажирского самолёта Ту-154Б-2 Абаканского авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в среду 21 мая 1986 года в небе близ московского аэропорта Домодедово):

Происшествие

Самолёт выполнял пассажирский рейс из Челябинска в Москву (Домодедово). На его борту находились 175 пассажиров (164 взрослых и 11 детей). Над Московской областью на момент событий стояла область низкого давления, а на линии от Шереметьева до Внукова по направлению на юг и юго-запад продвигался размытый фронт окклюзии. К востоку от данного фронта находилась переменная (4-6 баллов) мощно-кучевая и кучево-дождевая облачность с нижней границей 1000-1500 метров и верхней 3-5 километров. В слое облаков от 2500 до 4000 метров наблюдалось сильное обледенение, а в кучево-дождевых облаках ещё и сильная турбулентность и электризация. Московские авиадиспетчеры при этом заранее предупредили экипаж, что в районе ОПРС Марьино (к северу от аэропорта Домодедово и близ Электроуглей) наблюдаются грозовые засветки, которые рекомендуется обходить с южной стороны[SUP][1][/SUP][SUP][3][/SUP].
Борт 85327, снижаясь до высоты 3600 метров, обходил один из грозовых очагов, когда попал в зону ливневого дождя, при этом также наблюдалось обледенение. Пилотирование на этом этапе выполнял второй пилот Попцев, который вдруг увидел, как приборная скорость начала снижаться и вскоре упала до нуля. Пилоты опустили нос самолёта вниз, но это не помогло, как и перевод двигателей во взлётный режим. Полёт проходил при этом в облаках, то есть без видимых внешних ориентиров. Затем в 15:21 на высоте 1800 метров машина вышла из облаков, что позволило экипажу сориентироваться и понять, что они несутся к земле с огромной скоростью. Тогда командир потянул штурвал на себя, заставив самолёт поднятием носа выйти из пикирования, испытав при этом сильные перегрузки. Как впоследствии было установлено, Ту-154 снижался с вертикальной скоростью 100 м/с и приборной скоростью около 813 км/ч, а в процессе манёвра по выходу из пикирования машина испытала перегрузку в 3,2 единицы, то есть значительно выше расчётных, но не разрушилась. Далее экипаж выполнил нормальный заход на посадку и благополучно приземлился в аэропорту Домодедово. Никто из экипажа или пассажиров на борту не пострадал[SUP][3][/SUP].
 
micron

micron

Новичок
Регистрация
12.10.2006
Сообщения
2 827
Реакции
0
Баллы
0
Я стесняюсь спросить, а элементарного gps с показателями скорости, высоты на самолете нет?
Может тогда телефон закрепить на ветровом стекле?
 
Бриз

Бриз

Новичок
Регистрация
27.12.2007
Сообщения
41 790
Реакции
223
Баллы
0
при этом нужно будет заводить еще "логику" управления, чтобы карлсон все же включался при отжатой кнопке по датчикам, учитывать возможность нажатия кнопки при уже работающем вентиляторе. Короче добавляется еще один узел убивающий двигатель

Чего проще - тумблер на три положения, вкл, выкл, датчик. Так и делают на спортивных машинах
 
alesha64

alesha64

Активный участник
Регистрация
18.11.2015
Сообщения
22 881
Реакции
5 148
Баллы
113
Бриз

Бриз

Новичок
Регистрация
27.12.2007
Сообщения
41 790
Реакции
223
Баллы
0
Я стесняюсь спросить, а элементарного gps с показателями скорости, высоты на самолете нет?
Может тогда телефон закрепить на ветровом стекле?

+1. Всегда удивлялся почему, например, самолёт не увешан видеорегистраторами
 
Q

qqqq

Новичок
Регистрация
19.10.2011
Сообщения
199
Реакции
0
Баллы
0

Происшествие упоминается в мемуарах пилота-инструктора Ту-154 Василия Ершова[SUP][4][/SUP]:
Вот так взлетел экипаж и потопал на Москву. Что уж у них там приключилось перед взлётом — да примерно то же, что и у нас нынче — но забыли включить ППД, и в полёте никто внимания не обратил. На высоте воздух сухой, хоть зимой, хоть летом, условий для обледенения нет, а вот на снижении, как вошли в облака, уже на не очень большой высоте, там как раз были условия для обледенения. Они ещё противообледенительную систему включили: крыло, хвостовое оперение, воздухозаборники двигателей… а на тумблеры обогрева ППД никто за весь полёт так и не глянул. Они расположены над вторым пилотом, включать их положено штурману, а по контрольной карте отвечает второй пилот: «Обогрев ППД включён, к взлёту готов». Тоже туполевская несуразица в технологии работы экипажа. Но тогда, в начале эксплуатации самолёта, на это как-то особого внимания не обращали, тем более что «Туполь» пронзал облака за считанные секунды и практически при этом не обледеневал вообще. Вот они и снижались в облаках, докладывая занимаемые эшелоны, задерживаясь на них до команды и снова снижаясь. И никто не заметил, что скорость стала тихонько идти к нулю. Пилотировал по командам штурмана второй пилот, а капитан отвлёкся в локатор, чтобы убедиться, нет ли впереди гроз. Второму пилоту показалось, что скорость мала, и он отдал штурвал от себя. Нет, мало — он отдал ещё. Скорость не росла! Он сунул штурвал чуть не до упора вперёд. Скорость шла к нулю! Естественно, она шла к нулю: дырочка замерзала, и всё меньше скоростного напора попадало в манометрическую коробку прибора. А когда поток вовсе не смог попасть в трубку, прибор, естественно, показал нулевую скорость. Капитану показалось, что что-то не так. Шестое чувство заставило оторваться от локатора и бросить привычный взгляд на приборы. Он сразу не врубился: скорость?… скорость?… вариометрпоказывает набор высоты… авиагоризонт… почему цвет шара коричневый? Высота… Высота — слишком быстро вращаются стрелки… И тут самолёт вывалился из облаков, почти в отвесном пикировании. И все показания приборов заняли во вспыхнувшем мозгу капитана свои места: вариометр «перекрутил» снижение так, что стал показывать набор высоты, авиагоризонт это снижение подтвердил — и вот она, матушка-земля! Увидев несущуюся на него землю, капитан хватанул штурвал… Высоты 1800 метров хватило на вывод из пикирования. И сели благополучно. Но на стоянке, когда подключили шланги заправки, из крыльев фонтаном начало течь топливо. При более внимательном рассмотрении оказалось: по всему самолёту пошли гофры деформации: машина чуть не разрушилась в воздухе. Потом расшифровка показала, что все пределы допустимых скоростей и перегрузок были значительно превышены; спаслись чудом. Самолёт списали; капитан воспринял урок и летает до сих пор, набравшись огромного опыта за двадцать с лишним лет после того случая; теперь он уважаемый человек, мастер. Господь его хранит.
 
Бриз

Бриз

Новичок
Регистрация
27.12.2007
Сообщения
41 790
Реакции
223
Баллы
0
alesha64

alesha64

Активный участник
Регистрация
18.11.2015
Сообщения
22 881
Реакции
5 148
Баллы
113
Выкл это выключено. Это скорее вспомогательное положение, можно его и не использовать
ну т.е мы пришли к аналогу "чтения карты" при взлете. В данном авто я должен каждый раз проверять положение данного тумблера, а иначе датчики все есть, но виноват водитель.
 
demyan

demyan

Активный участник
Регистрация
20.07.2006
Сообщения
15 354
Реакции
762
Баллы
113
и какая там логика ?
выкл - не включится никогда ?

на примере авто, есть датчик включения вентилятора системы охлаждения - штатная система, в нее добавлена кнопка включения вентилятора, которая по сути при нажатии имитирует сработку этого датчика
 
micron

micron

Новичок
Регистрация
12.10.2006
Сообщения
2 827
Реакции
0
Баллы
0
Бриз

Бриз

Новичок
Регистрация
27.12.2007
Сообщения
41 790
Реакции
223
Баллы
0
ну т.е мы пришли к аналогу "чтения карты" при взлете. В данном авто я должен каждый раз проверять положение данного тумблера, а иначе датчики все есть, но виноват водитель.

Поставь тумблер на два положения - вкл и датчик. Тогда можно не проверять. Говорю же, выкл - это вспомогательное положение, например датчик залип, вентилятор крутит явно зря
 
alesha64

alesha64

Активный участник
Регистрация
18.11.2015
Сообщения
22 881
Реакции
5 148
Баллы
113
Поставь тумблер на два положения - вкл и датчик. Тогда можно не проверять. Говорю же, выкл - это вспомогательное положение, например датчик залип, вентилятор крутит явно зря
ок, но так и в самолете, расхождение датчиков скоростей - обледенение. Проверь и нажми кнопку и жди когда оттаит. В глобальном смысле без лишних движений критичного в тот момент было мало
 
OP
Господин420

Господин420

Участник
Регистрация
21.07.2015
Сообщения
929
Реакции
0
Баллы
16
Речевой регистратор полностью бы прояснил обстановку (включали или нет - перед взлётом зачитывается т.н. "молитва", перечисление выполняемых процедур - карта контрольных проверок оборудования кабины экипажем), но, возможно, кого-то речевая запись может не устроить, и кому-то сейчас очень нужна временная вилка, чтобы решить, можно ли восстановить речевой самописец, или же нельзя.
Я не утверждаю, что всё так и есть, но будь так - подобный сценарий хвоста, виляющего собакой, будет идеальным.
 
Бриз

Бриз

Новичок
Регистрация
27.12.2007
Сообщения
41 790
Реакции
223
Баллы
0
ок, но так и в самолете, расхождение датчиков скоростей - обледенение. Проверь и нажми кнопку и жди когда оттаит. В глобальном смысле без лишних движений критичного в тот момент было мало

Да. Но разговор об автоматическом включении обогрева, как видно из этой и других схожих катастроф, люди этого регулярно не делают
 
alesha64

alesha64

Активный участник
Регистрация
18.11.2015
Сообщения
22 881
Реакции
5 148
Баллы
113
Да. Но разговор об автоматическом включении обогрева, как видно из этой и других схожих катастроф, люди этого регулярно не делают
снова да, но катастрофы произошли не из-за этого, просто дальнейшее развитие событий больше похоже на панику. А возникает она из-за глобального автоматизма во всем.
Насколько помню сейчас технически самолеты могут полностью сами взлететь и совершить посадку без участия пилотов.
 
Бриз

Бриз

Новичок
Регистрация
27.12.2007
Сообщения
41 790
Реакции
223
Баллы
0
снова да, но катастрофы произошли не из-за этого, просто дальнейшее развитие событий больше похоже на панику. А возникает она из-за глобального автоматизма во всем.
Насколько помню сейчас технически самолеты могут полностью сами взлететь и совершить посадку без участия пилотов.

Если уж автоматизм столь глобален, то как раз вызывает удивление то, что эта функция выполняется только вручную. И снабдить её автоматом как раз несложно, особенно на фоне множества других имеющихся "защит от дурака"
 
OP
Господин420

Господин420

Участник
Регистрация
21.07.2015
Сообщения
929
Реакции
0
Баллы
16
Извини, чепуха. Даже на твоём автомобиле карлсон не включается вручную. Как считаешь, может есть смысл водителю на панель кнопку включения карлсона вывести?




Ещё вопросы?
 
Тин

Тин

Активный участник
Регистрация
01.10.2006
Сообщения
46 819
Реакции
476
Баллы
83
Есть там ЖПС конечно же. На любом ВС есть. Но он, насколько я понимаю, чисто информативно, для пилотов, то есть, системы самолета к нему не "привязаны". А автопилот, и автомат тяги работают именно от этих датчиков, ибо только с них берется "истинная" скорость.
Почему пилоты не ориентировались на скорость по ЖПС - непонятно в данном случае. Возможно, действительно жесткий цейтнот. Если в принципе, все, что написано в этой расшифровке - правда, ибо вопросов много и они остаются, особенно, по части утверждения, что самолет столкнулся с землей целым.

Пиво, в Боингах (а возможно и других ВС) обогрев этих датчиков включается как раз автоматом. Стоимость копеечная.
 
alalan77

alalan77

Активный участник
Регистрация
16.02.2010
Сообщения
8 854
Реакции
905
Баллы
113
OP
Господин420

Господин420

Участник
Регистрация
21.07.2015
Сообщения
929
Реакции
0
Баллы
16
ну может нужно сигнализатор какой нибудь? типа -"не включен подогрев".
Да есть он на панели приборов. Охеренно заметные светящиеся лампы, всех трёх подогревов ППД.

Бредовая это версия, имхо. Не могли такие опытные пилоты уронить такой самолёт по такой глупой причине.
Первое:
даже если теоретически предположить - просрали подогрев, ушла скорость. Да в первую очередь перед чесанием затылка проверь подогрев! Который в глаза тебе буквально кричит, что он не включен. Если у тебя из кухни дым валит, а ты помнишь что в духовке курица печётся, ты же не будешь размышлять, откуда дым, верно? Ломанёшься проверять духовку, а не мусорное ведро. Так и эти ППД и нулевая скорость на приборах - они в первую очередь взаимосвязаны.
Второе:
Не ломанутся они вниз с первой же мыслью "вдруг скорости и правда нету". Обычно сваливанию ВСЕГДА предшествует ХАРАКТЕРНАЯ тряска всего планера. А тут летишь, самолёт настроен на очень плавный набор высоты, движки работают, все без эксцессов... авиагоризонт в норме (опытные даже в киселе ж*пой чуют), вариометр в норме, а тут ещё и лампы выключенного обогрева горят.
Но нет, опытные пилоты, не понимая элементарных азов, в панике и ужасе с 2 тыщ метров ломают штурвал от себя и втыкают самолет в землю, проигнорировав всё это и даже последний бастион, систему предупреждения сближения с землёй.
Хрень полнейшая.
 
Верх Низ