Проблемы российских судостроителей
Судя по некоторым недавним сообщениям, российские судостроители по-прежнему испытывают трудности с созданием новых кораблей. Сначала — в самом конце 2015 года — появилось сообщение о том, что окончательная сдача фрегата «Адмирал Горшков» заказчику перенесена на год — до конца 2016 года. Тогда же представители ВМФ сообщили, что передача фрегата «Адмирал Григорович» флоту состоится в первом квартале 2016 года. До этого ожидалось, что он будут передан флоту в мае 2015 года, после чего его сдача несколько раз откладывалась. Кроме того в очередной раз была перенесена — на май 2016 года — сдача заказчику и базового тральщика «Александрит» (проекта 12700). Первоначально планировалось, что он будет передан флоту в 2013 году. До первого квартала 2016 года были перенесены и ходовые испытания большого десантного корабля проекта 11711 (по классификации НАТО — Ivan Gren). В итоге в 2015 году морских надводных кораблей российские ВМС так и не получили.
С другой стороны, флот приостановил эксплуатацию нескольких кораблей — в том числе корвета «Стерегущий», на котором в апреле 2015 года произошел пожар, и обоих фрегатов класса «Неустрашимый». Два последних ожидают ремонта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», однако на капитальный ремонт потребуется много времени из-за непоставки Украиной новых двигателей для них. Из-за отсутствия двигателей будет отложено и строительство больших надводных кораблей. Среди них — корабли проекта 22350 (третьего и четвертого кораблей класса «Адмирал Горшков»), проекта 11356 (четвертого, пятого и шестого кораблей класса «Адмирал Горшков»), а также проекта 20385 (модификация корвета класса «Стерегущий» взамен которого будет построен корвет проекта 20380 с менее надежными двигателями российского производства).
На первый взгляд может показаться, что со строительством подводных лодок дела обстоят лучше, учитывая, что в боевой состав флота приняты две подводные многоцелевые дизельные подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — Improved Kilo), после длительного восстановительного ремонта в 2015 году были вновь введены в эксплуатацию подводная лодка «Гепард» серии «Щука-Б» (по классификации НАТО —Akula) и многоцелевая атомная подводная лодка «Псков» проекта 945А «Кондор» (по классификации НАТО — Sierra-II). При том, что ситуация со строительством подводных лодок в России несомненно гораздо лучше, чем со строительством надводных морских кораблей, в этой области также существуют проблемы. Так, несмотря на то, что многоцелевая атомная подводная лодка К-560 «Северодвинск» была принята в опытную эксплуатацию в 2013 году, ее морские испытания продолжаются уже третий год.
Но — что более важно — по всей видимости, существуют проблемы с разработкой нового класса дизель-электрических подводных лодок. Из-за проблем с силовым агрегатом сдача головной подводной лодки проекта 677 («Лада») давно уже откладывается, в результате чего несколько лет назад было принято решение построить для Черноморского флота шесть субмарин проекта 636 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — Improved Kilo). Оказалось, что командование российского ВМФ решило построить доработанную лодку и объявило о переходе на строительство субмарин проекта «Калина», на которой предполагалось использовать воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ). Как заявили российские специалисты, ВНЭУ будут готовы к 2017-2018 году, после чего строительство подлодок должно пойти относительно быстрее. Однако недавно командование российского ВМФ довольно громко заявило, что заказало для Тихоокеанского флота еще шесть субмарин проекта 636 «Варшавянка». Это очень хорошие подлодки, на которых наверняка будут установлены крылатые ракеты «Калибр», что сделает их мощным средством противокорабельной защиты и нанесения ударов по наземным целям. Но это заявление подразумевает, что на получение подводных лодок класса «Калина» российский флот в ближайшее время не рассчитывает, и поэтому, чтобы восполнить недостаток в лодках, заказывает проверенные и надежные субмарины.
В итоге, похоже, что российские кораблестроители по-прежнему топчутся на месте — с успехом строят старые модели, но при этом испытывают серьезные проблемы и откладывают реализацию новых проектов, которые, как ожидалось, в 2020-е годы должны были стать основой российского военно-морского флота.