29 марта платформы с пятью вышедшими из строя бэтээрами отправились с северо-осетинской станции Беслан в Екатеринбург. Груз сопровождал караул из семи рядовых военной части #3655 внутренних войск МВД под началом капитана Ошивалова, а также контрактник Алексей Тищенко, везший документы на военную технику.
Утром 7 апреля на станции Зензеватка Волгоградской области был обнаружен труп 27-летнего Ошивалова с шестью огнестрельными ранениями. И сразу же начались поиски состава, откуда мог выпасть капитан. В 16.00 того же дня платформы с техникой и караульная теплушка были найдены в тупике на станции Карамыш Саратовской области.
Стены вагона были буквально изрешечены пулями, а пол теплушки пропитан кровью. Тела семи молодых полураздетых людей лежали на полках. Судя по позам, их расстреляли спящими. Ни укрыться, ни оказать сопротивление они не успели.
Поезд с техникой прибыл в Карамыш в 10.41 утра 7 апреля. Вагоны отцепили и отправили в тупик, где они ожидали формирования состава. По словам станционных работников, тишина в теплушке сразу показалась им подозрительной: обычно на остановках тотчас выставляется караул. Непривычным был и вид изрешеченного пулями вагона, но так как он пришел с Северного Кавказа, пулевые отверстия приняли за следы боевых действий.
Уже через несколько часов после того, как обнаружили трупы, из Москвы в Саратов прибыл замглавкома внутренних войск МВД генерал-полковник Максин в сопровождении свиты начальников. Был поднят практически весь личный состав Приволжского УВД на транспорте и группа военного спецназа.
Вначале предположили, что преступление совершено служившим в карауле контрактником Тищенко, но чуть позже его опознали среди расстрелянных. Наконец, через сутки поисков, около 18 часов 8 апреля был задержан главный подозреваемый — 19-летний уроженец Пензы Олег Долженко.
В ходе допросов выяснилась следующая картина происшедшего. В ночь на 7 апреля на перегоне Волгоград—Зензеватка Долженко, который, по его словам, не раз подвергался унижениям и издевательствам со стороны сослуживцев, дождался, пока солдаты заснут, и взломал ящик с табельным оружием. Взяв автомат, он забрался на верхнюю полку вагона и из-под потолка расстрелял караул. Затем спустился вниз и тщательно добил каждого. При этом находившийся около открытой двери капитал Ошивалов выпал из вагона.
Наверное, пытаясь увести следствие по ложному следу, взял из двух ящиков водки, стоявших в теплушке, несколько бутылок, вылил их содержимое на мертвых солдат и разбил.
Когда поезд доехал до станции Петров Вал, Долженко спокойно вышел из теплушки. Так как денег у него не было, он продал свой табельный пистолет некоему жителю Камышина, а затем купил в кассе на свое имя билет до Пензы и спортивный костюм, в который переоделся. По этому билету его впоследствии и нашли. Группа оперативников села в поезд, в котором Долженко ехал домой, опознала его и арестовала на станции Ардым Пензенской области. У Долженко была граната, но воспользоваться ею он не пытался.
Военный прокурор Саратовского гарнизона Владимир Белых сказал Ъ:
— Долженко производит впечатление нормального человека. Что касается преступления, то не исключено, что оно было заранее спланировано. Кстати, большинство расстрелянных были одного возраста с Долженко и призывались тоже в ноябре 1999 года. Старослужащий среди них был только один.
— Есть ли в деле Долженко какие-то смягчающие обстоятельства?
— Думаю, что они были.
Щуплый и белобрысый Долженко действительно производит впечатление скорее жертвы, чем закоренелого преступника.