Facebook допустил утечку данных 50 миллионов пользователей. И не хочет это признавать Сотрудник Кембриджского университета Александр Коган в 2014 году разработал психологический тест — авторизовываться для его прохождения нужно было через фейсбук. Тест собирал не только личные данные человека, который его проходил, но и сведения о профиле и лайках всех его друзей. За прохождение теста платили деньги. Данные о пользователях позднее попали в британскую компанию Cambridge Analytica, которая использовала их для таргетированной политической рекламы. Таким образом, сами пользователи оказались обмануты: в тесте утверждалось, что сведения собираются исключительно в исследовательских целях и не могут быть переданы третьим лицам, отмечают авторы расследований в The Guardian и The New York Times. Тест, который был ориентирован на американцев, прошли 270 тысяч человек; через них утекли данные 50 миллионов.
Компания Cambridge Analytica в США сотрудничала со штабами кандидатов в президенты от республиканцев Теда Круза и Дональда Трампа. Бывший глава избирательного штаба Трампа, а также его бывший советник в Белом доме Стивен Бэннон — вице-президент Cambridge Analytica. Насколько существенно компания повлияла на ход выборов, достоверно неизвестно, но были, как минимум, нарушены американские законы, запрещающие иностранцам заниматься в стране политической рекламой.
Данные о пользователях в политических целях использовала не только команда Трампа с помощью компании Cambridge Analytica, но и предвыборный штаб Барака Обамы перед голосованием в 2008 году. Первая победа Обамы на президентских выборах случилась во многом благодаря инновационной рекламной кампании в социальных сетях, которые в то время только становились влиятельными платформами. Штаб Обамы разработал приложение для сторонников кандидата от демократов, которое забирало через фейсбук сведения не только о том, кто его установил, но и обо всех его друзьях.