Что стоит за нынешней «войной нервов» между США и Россией, и какими будут ее последствия?
— Причины нынешнего обострения в том, что в 2017 году грядет пересмотр Основополагающего акта Россия-НАТО, — уверен ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Сейчас встает вопрос: что придет на смену этому документу. США через представителей Польши в альянсе уже четко дали понять, что акта в его прежнем виде точно не будет. Это означает, что США больше не собираются брать на себя обязательства не размещать крупные воинские контингенты в Восточной Европе.
Поэтому сейчас задача американцев — показать, что они готовы размещать контингенты. А наша задача — демонстрировать, что мы не потерпим новой инфраструктуры НАТО вблизи своих границ, и пойдем на ответные меры. В рамках этой демонстрации и происходят инциденты с военными самолетами и кораблями.
Другими словами, идет игра на нервах перед подписанием Акта: кто кого принудит к компромиссу.
— Каковы шансы, что нам удастся принудить США?
— Шансы есть — вспомните опыт 2008 года. Основной ставкой в Пятидневной войне была не Южная Осетия и не Михаил Саакашвили. Война планировалась американцами ради третьего позиционного района ПРО — это и была подлинная ставка. После того, как в Мюнхене президент Владимир Путин заявил, что Россия готова принять военные контрмеры в ответ на размещение ПРО, американцы решили проверить нас в Южной Осетии. Тогда Россия пошла на жесткое применение силы, и американцы — обратите внимание! — сразу свернули третий позиционный район, и начали политику «перезагрузки» и контроля над вооружениями.
Это довольно рискованная игра. Обычно, если американцы видят готовность России идти на масштабное применение силы, они быстро садятся за стол переговоров. Но для этого нужна именно жесткая силовая конфронтация.
— Инциденты в воздухе могут перерасти в силовой конфликт?
— Такая опасность существует. Если наш самолет в полете случайно заденет американский, или американские пилоты дадут предупредительную очередь по курсу российского истребителя, я не исключаю, что может произойти быстрый обмен ударами с уничтожением ряда боевых единиц с обеих сторон.
Если дело дойдет до подобного столкновения с реальными жертвами, мы, конечно, придем к ситуации, когда у России с США не окажется вообще никаких действующих соглашений. Может даже последовать дипломатический разрыв.
Но американцы такого сценария сами всерьез опасаются. Просто потому, что он будет крахом мирового порядка в его нынешнем качестве.
Более вероятен другой вариант: США попытаются действовать по сценарию 2008-го — вырастить против нас крупного регионального игрока, и подтолкнуть его на войну с Россией.
— Но вырастить до 2017 года такого игрока из Украины не получится…
— Украина, думаю, американцев уже не устраивает. Им хочется найти более крупного и более неприятного для нас противника. На эту роль годится, например, Турция — страна с крупным военным потенциалом. Плюс к тому, американцы сейчас пытаются поддерживать антироссийский курс Швеции. Где-то на скамейке запасных у них, как я понимаю, Япония с ее нерешенным территориальным спором. Уже не говорю об усилиях, которые прилагает американская дипломатия, чтобы стравить нас с Германией. США намекают Меркель, что готовы пойти на возрождение военной мощи ФРГ, если оно произойдет на антироссийской основе.
— Чем закончатся нынешние инциденты?
— Думаю, в ближайшие 10−15 лет мы все-таки придем к крупному региональному военному конфликту с США. Проблема в том, что у нас несовместимые внешнеполитические курсы: Россия хочет частичной ревизии правил игры 1991 года, а американцы пока не согласны даже на малейшие уступки…
— Инциденты с участием российских самолетов, равно как и провокационные маневры на Балтике «Дональда Кука», связаны с попытками США блокировать РФ, — считает бывший начальник Береговых войск и морской пехоты Черноморского флота ВМФ СССР и России (1986−1995 гг.) генерал-майор Владимир Романенко. — На мой взгляд, американцы почувствовали, что если дать Россию передышку в 10−15 лет, то остановить ее потом будет невозможно. Причем, инициатива в нагнетании напряженности исходит именно от Вашингтона. Это ведь «Дональд Кук» — серьезный корабль, который несет около 40 крылатых ракет «Томагавк», 8 противокорабельных ракет «Гарпун» и противоракетное оружие — оказался у наших берегов. А не российский корабль — допустим, тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий», — возле берегов Соединенных Штатов.
30 апреля к тому же стало известно, что страны НАТО намерены в ближайшее время перебросить около четырех тысяч военнослужащих в Польшу и страны Прибалтики, усилив тем самым восточные границы альянса. Ожидается, что два батальона предоставят США, по одному — Великобритания и Германия.
Это доказывает, что наше противостояние с американцами идет по нарастающей. Значит, интенсивность полетов американских военных самолетов вблизи российских границ будет возрастать, а число инцидентов с нашими самолетами — множиться.
— Если смотреть на опыт Холодной войны, такие инциденты представляют опасность?
— Во времена Холодную войну противостояние было более ожесточенным. Судите сами. В мае 1968 года при облете американского авианосца «Эссекс» в Норвежском море погиб Ту-16Р из состава дальнего разведывательного авиаполка Северного флота. При развороте на малой высоте самолет зацепил крылом воду и перевернулся. Экипаж в составе восьми человек погиб.
В октябре 1973-го точно такой же самолет-разведчик Ту-16Р облетал авианосец «Джон Кеннеди» в Северном море. Пара истребителей F-4 Phantom II плотно контролировала этот облет на минимальной дистанции. Один из американских пилотов допустил ошибку и пропорол килем обшивку Ту-16Р. Тем не менее, обе машины сумели вернуться на свои базы.
Доходило и до откровенных провокаций со стороны США. Например, в апреле 1983 года шесть штурмовиков ВМС США A-7 Corsair, поднявшиеся с авианосцев «Мидуэй» и «Энтерпрайз», имитировали ракетно-бомбовый удар по острову Зеленый (Малая Курильская гряда), вторгшись в советское воздушное пространство на глубину до 30 километров. Советская система ПВО «засекла» американцев, но командование не отдало приказа на перехват во избежание обострения обстановки.
По сути, Советский Союз в таких инцидентах жестко заявлял о своих позициях. И это приносило результат. С другой стороны, западные лидеры того времени были куда более крупными политическими фигурами, чем нынешние. На мой взгляд, у того же Барака Обамы нет внутренней ответственности за судьбу собственного народа. Независимая позиция России страшно его задевает. И желание навредить в чем угодно становится системой политических взглядов.
Думаю, если нынешний уровень противостояния в отношениях США-Россия продержится еще год-другой, вполне можно ожидать качественного скачка напряженности. Этот скачок способен привести к тяжелым последствиям. Причем, в нынешних условиях, он может произойти практически внезапно…