Секретное совещание
Приглашения на совещание были разосланы губернаторам, вице-губернаторам, в аппараты регионов, сообщил один из приглашенных. Копия приглашения от имени Минфина, адресованного в аппарат одного из вице-губернаторов, есть в распоряжении «Газеты.Ru». В письме говорится, что Минфин совместно с подведомственным ему Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) проводит рабочее совещание с целью разработки подходов к финансированию здравоохранения.
Первый вопрос для обсуждения — конкретизация программы госгарантий (сейчас это основной инструмент финансирования бесплатной медицинской помощи в нашей стране).Мероприятие запланировано на 24 ноября. В совещании примут участие представители отдела бюджетной политики Минфина в сфере здравоохранения.
Предложения по экономии бюджетных средств на медицинской помощи, которые будут обсуждаться на совещании, разработаны экспертами НИФИ и РАНХиГС. О них стало известно, когда сами авторы частично озвучили свои идеи на специализированной конференции 2 ноября. Упоминался, например, отказ от бесплатных вызовов врачей на дом (за исключением малолетних детей и инвалидов), ограничение посещений терапевтов в поликлиниках, вызова скорой помощи и повторных госпитализаций.
Полный перечень подходов к оптимизации расходов за счет сужения объема медицинской помощи, с которым ознакомилась «Газета.Ru», включает 11 мер, позволяющих высвободить 350 млрд руб. в год, или свыше 27% от общих затрат на программу обязательного медицинского страхования в 2014 году. В законопроекте по бюджету на следующий год заложены 349,1 млрд руб.
Как оказалось, все результаты исследования и предложения ученых были полностью опубликованы еще в сентябре, в печатной версии журнала «Медицинские технологии. Оценка и выбор», но в интернете не размещались.
Самую большую экономию, как следует из статьи, дает уменьшение числа коек в стационарах и сокращение плановой госпитализации. Эксперты посчитали, что если сократить число коек в России до уровня ОЭСР, то есть почти вдвое (
с 9,42 до 4,96 койки на 1000 населения), а плановые госпитализации частично перевести в дневной стационар, то расходы на больницы можно снизить на 253,12 млрд руб. При условии повышения «оборота койки» и увеличения загруженности это не повлияет на доступность медицинской помощи, считают теоретики.
Отмена практики бесплатных вызовов врача на дом для всех, кроме инвалидов, малолетних и немобильных пациентов, совместно с ограничением посещений терапевтов в поликлиниках высвободит еще около 78 млрд руб.
Примеры такой системы ученые нашли в Швеции и Великобритании, где на дом к пациентам ходят только медсестры. А на Тайване действуют соплатежи пациентов за визиты к терапевту, возрастающие при последующих обращениях к врачу, говорится в статье.
Еще 18,5 млрд руб. бюджет может «добрать» со скорой помощи. Для этого предлагается отказаться от перевозки пациентов «в состоянии, не угрожающем их жизни и здоровью», отменить бесплатное обслуживание скорой помощью спортивных мероприятий, пересмотреть состав бригад, заменив врачей фельдшерами. Кроме того, ученые предлагают по примеру Франции реализовать систему, когда пациента могут обязать оплатить вызов, признанный необоснованным.
Кто инициирует дискуссию? Госдеп? Исследование инициировано со стороны научного коллектива, заверил один из его авторов Денис Федяев. В то же время оно проводилось в рамках научной работы, заказанной Минфином, добавил он. «Мы изучали финансирование медицинской помощи по программе госгарантий… когда изучили международный опыт, то увидели, что наша система уникальна в какой-то мере».
Предложенные варианты напрямую применить нельзя, подчеркивает Федяев. «И Конституция, и множество законов это впрямую не разрешают», — напоминает он. Но когда эксперты увидели, например, что в некоторых странах жестко ограничивают повторные вызовы скорой, то решили сделать соответствующие расчеты по российской статистике, «чисто из научного интереса».
Федяев заявил, что не знает о совещании по обсуждению этих расчетов с участием чиновников Минфина, но отметил, что отчет о научной работе был отправлен в министерство на прошлой неделе и, возможно, в профильном департаменте «что-нибудь почитают, подумают».
Сейчас система устроена таким образом, что формально государство гарантирует весь объем медицинской помощи, а о существующих ограничениях, например в виде квот, пациенты узнают, когда с ними сталкиваются на практике.
«Минфин просто пытается проверить, насколько общество готово к откровенному разговору о том, что медицина может быть платной или бесплатной, но думаю, что общество не готово», — говорит член экспертного совета при Минздраве, директор НИИ организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов. О проработке таких вопросов на площадке соцблока правительства он в последнее время не слышал.
Озвученные в СМИ предложения с площадки Минфина были «нонсенсом» для общественного совета при Минздраве, говорит еще один член экспертного совета при Минздраве Александр Абдин.
По его информации, никаких поручений Минфину и Минздраву детализировать гарантии таким (жестким) образом не поступало, но есть «очевидное противостояние», например, между Счетной палатой и Минздравом.
«Счетоводы каждый раз критикуют Минздрав за то, что госгарантии не обоснованы и у них плохо с математикой», — напоминает Абдин. Предложения Минфина, выплеснутые в публичную плоскость, это, по его словам, такой «эксцентричный троллинг Минздрава», который имеет целью подтолкнуть чиновников в сфере здравоохранения к каким-то решениям.
Подробнее здесь Общие расходы бюджетной системы на здравоохранение в 2016 году продолжат резкое снижение