По новым правилам, уровень локализации рассчитывается, исходя из соотношениятаможенной стоимости компонентов автомобиля к его конечной себестоимости. Условно
говоря, если из заграницы ввозится компонентов на 300 тысяч рублей, а себестоимость
иномарки – 600 тысяч, локализация составляет 50%
Локализация не совсем точно отражает технологический вклад России. Затраты на
логистику внутри страны, отопление цехов, энергетическое обеспечение
производства, зарплаты рабочихсборщиков – все это увеличивает локализацию, хотя
не связано с выполнением сложных, высокотехнологичных работ.
Большинство иномарок имеет российские компоненты, но в основном сравнительно
простые. Вопервых, это узлы и детали, которые уже производились в России и
востребованы при обслуживании и мелком ремонте: шины, аккумуляторы,
технические жидкости, стекла. Вовторых, несложные компоненты, вроде
отделочного пластика, трубопроводов, кронштейнов. Но даже с ними возникают
проблемы.
Более того, очень часто «произведено в России» не означает, что произведено
стопроцентно нами: для компонентов тоже есть уровень локализации. Так, питерский
рекордсмен по локализации – завод Hyundai – организовал в технопарке близ завода
активную деятельность. Дверные рамы и каркасы делает Sungwoo Hitech, корпусные
детали – Shinyoung, часть элементов двигателя и подвески – Donghee, обшивки
салона – NVH Korea, выхлопные системы – Sejong, кондиционеры – Doowon, сиденья
– Daewon и так далее. То есть, сплошь родные корейские производители компонентов,
которые делают их из импортируемых деталей и сырья. Аналогичная ситуация с
другими заводами: например многие интерьерные детали и бампера для Volkswagen
поставляет Magna, сиденья – Lear Corporation, стекла – Fuyao. Все предприятия
находятся в технопарке Грабцево под Калугой рядом с основным заводом концерна,
но они – суть иностранные.
Другими словами, реальный, технологический уровень локализации значительно
ниже, чем заявленный «финансовый». Как низка пока и степень вовлеченности
наших компаний в процесс производства иномарок.